"Весь мир, можно сказать, пришел в движение", – так кратко, но выразительно охарактеризовал римский историк III в. н. э. Дион Кассий восстание против Римской империи, вспыхнувшее в 132 г. н.э. и возглавленное легендарным Бар-Кохбой.
В I и II вв. н. э. Римская империя достигла наивысшей точки своего могущества. От Атлантического побережья на западе до Персии на востоке, от приднепровских степей на севере до Эфиопии на юге – таковы были границы этого гигантского государства древности. Огнем и мечом, интригами и насилием Рим включил в свой состав сотни некогда свободных племен и народов и безжалостно подавлял малейшую попытку сопротивления.
Катастрофически закончились и попытки небольшой римской провинции Иудеи сбросить с себя гнет Рима. Семилетняя Иудейская война (66-73 гг. н. э.), бывшая и народно-освободительной борьбой против Рима, и борьбой против господствующей верхушки, закончилась полным разгромом и опустошением страны. Это восстание и его трагический исход подробно описаны участником этих событий Иосифом Флавием в "Иудейской войне". Несмотря на страшное поражение, борьба народа не прекращалась. Помимо усилившегося экономического гнета и невыносимой горечи унижения, продолжению борьбы способствовала также внешняя обстановка. В период правления императора Траяна (98 – 117 гг.) и его преемника Адриана (117 – 138 гг.) восстания вспыхивали в различных частях обширной империи – бунтовали сарматы в северном Причерноморье и даки на Дунае, племена Британии и Мавритании… Восстания иудеев, вспыхнувшие в 115-117 годах, одновременно в Египте и Ливии, на Кипре, в Палестине и Месопотамии, заставили Траяна и Адриана отказаться от продолжения завоевательной политики на Востоке и перейти к обороне. Все это создало благоприятную обстановку для нового восстания в Иудее. Сопротивление, тлевшее подспудно и временами вспыхивавшее огнем восстания, вылилось в 132-135 гг. н. э. в ожесточенную, всенародную войну, вошедшую в историю под названием восстания Бар-Кохбы. Теодор Моммзен, крупнейший знаток истории Рима, еще в конце прошлого века считал это восстание одним из наиболее грандиозных восстаний против Римской империи.
По прихоти истории случилось так, что сведения об этом восстании весьма скудны, случайны и, как правило, исходят от лиц, враждебных повстанцам. Основным дошедшим до нас источником является небольшой отрывок из сочинения римского историка Диона Кассия (III в. н. э.), сохранившийся в переложении византийского монаха Ксифилина (XI в. н. э.). Дион Кассий так описывает исход восстания: "50 их укрепленных городов и 985 их наиболее важных поселений были разрушены до основания, 580 тысяч человек погибли в вылазках и сражениях, погибшим же от голода, эпидемии и огня – нет числа. Вся или почти вся Иудея превратилась в пустыню…". Эти данные вряд ли точны, но они дают ясное представление о масштабе восстания. У других римских историков (Аппиан, Спартнан, Фронтин) сохранились лишь краткие, попутные замечания о восстании.
Столь же отрывочны, хотя подчас весьма существенны, сведения, сохранившиеся в трудах средневековых историков (Евсевий, Иероним, Епифаний, Филосторг, Сократ, Хрисостом, Михаил Сирийский, Абу-л-Фарадж, Моисей Хоренский). Так, автор "Церковной истории" Евсевий Кесарийский (IV в. н. э.) сообщает, что наместник Иудеи Руф, которому Адриан поручил подавление восстания, "уничтожил без разбора много тысяч мужчин, женщин и детей, и по закону войны конфисковал их земли. В то время (войском) иудеев командовал человек по имени Бар-Кохба, что означает "Звезда". Человек этот вообще жаждал грабежа и подобен был разбойникам. Однако благодаря своему имени он убедил низы народа, что сошел с небес, чтобы спасти смертных, страдающих и осужденных на тьму вечную". Из этого сообщения Евсевия, в целом заимствованного из враждебных источников, выясняется как социальный характер восстания, так и мессианские его мотивы.
Дион Кассий и авторы «Истории Августов» приводят возможные причины восстания. Согласно первой точке зрения, евреи были крайне возмущены планами Адриана превратить Иерусалим в колонию Элия Капитолина, а по второй – причиной восстания послужил запрет обрезания.
Интересно, что другие источники опровергают гипотезы Диона Кассия и «Истории Августов». На месте Иерусалима уже 60 лет существовало поселение легионеров, как полагается, с языческими храмами. А в сатирах, относящихся к 128 г., Ювенал пишет о сыновьях, «обращенных в иудаизм», которые благодаря обрезанию стали полноценными герами. При этом нет и намека на незаконность операции.
Как ни странно, и в еврейской литературе не сохранилось сколько-нибудь связного описания этого восстания. Талмудические источники сохранили много интересных сведений о Бар-Кохбе, но многие из них невозможно воспринимать буквально. Например, в одном из трактатов Талмуда сообщается, что при комплектовании повстанческой армии Бар-Кохба испытывал храбрость новобранцев тем, что приказывал им отрубать себе палец. Так как законоучители возражали против нанесения увечья большему количеству людей, Бар-Кохба стал принимать в войско тех, кто способен на скаку вырвать с корнем ливанский кедр. Выдержавших оба этих испытания оказалось по 200 тысяч. Скорее всего, перед нами аллегория, отражающая мужество, решимость и многочисленность повстанческой армии. Вслед за этим сообщается и такая деталь: "А когда (Бар-Кохба) отправлялся в сражение, он говорил: "Владыка мира! Не помогай, но и не вреди". Это сообщение также трудно воспринимать согласно прямому смыслу. Вряд ли вождь народно-освободительной армии, видевшей в нем мессию, мог позволить себе подобное заявление. Однако из этого сообщения можно заключить о каких-то сложных взаимоотношениях вождя восстания с религиозными законоучителями. Из Талмуда мы видим, что часть мудрецов осуждала ряд поступков Бар-Кохбы. Известно, однако, что рабби Акива активно поддержал Бар-Кохбу, был по сути его оруженосцем и верил, что Бар-Кохба – Избавитель. Именно он дал предводителю восставших мессианское имя, основанное на пророчестве из Торы (Бемидбар 24:17): «Взойдет звезда от Яакова».
Если не считать монет, выпущенных во время восстания и датируемых по его годам, и писем восставших, до нас не дошло ни одного документа, восходящего к самим повстанцам, ни одного рассказа современников о восстании. Известно, что уже в первый год восстания был освобожден Иерусалим и повстанцы наладили там выпуск своих монет, перечеканивая современные им римские. На лицевой стороне помещались надписи – дата от первого года освобождения Израиля или лозунг «За свободу Иерусалима»; на оборотной – «Шимон, патриарх Израиля» или «Элазар Первосвященник» (вероятно, Элазара а-Модаи – дядя Шимона Бар-Кохбы). На многих монетах были выбиты изображения храма и храмовых сосудов.
Для борьбы с повстанцами Риму пришлось бросить огромные силы. Войска были стянуты со всей империи. На фронт прибыл сам император. Римляне вытеснили восставших из Иерусалима, окружили основную их массу в районе Бейтара. На последнем этапе в лагере повстанцев произошел раскол. По навету самаритян Шимон Бар-Кохба казнил своего дядю Элазара а-Модаи. Война закончилась 9 ава взятием Бейтара.
Кровавая расправа римлян с восставшими также нашла отражение в талмудических легендах. В одной из них говорится: "Римляне убивали иудеев до тех пор, пока лошади не погружались в кровь до головы. Кровь уносила своим потоком глыбы весом в сорок сеа (15 кг) и разлилась по морю на протяжении четырех миль". Или: "Рассказывали, что триста мозгов младенцев нашли на одном камне". Легенды, сохраненные талмудической традицией, говорят нам о масштабе восстания, ожесточенном его характере и плачевном конце.
Фрагмент письма Бар-Кохбы