Песнь Песней

Песнь Песней

April 27, 2011 Автор: рав Шломо Авинер - No Comments

Песнь Песней – любовь как основа благодарения

«Песнь Песней Шломо…» (1:1). Каков точный смысл выражения «Песнь Песней»? Раши объясняет: «Песнь, которая превыше всех песней, что были сказаны Святому, благословен Он, Его общиной и Его народом, Собранием Израиля». Таким образом, Песнь Песней превыше всех других песней. Является ли царь Шломо автором только этой песни, или также других песен, о которых идет речь? В книге Млахим о Шломо сказано: «И дал Бог мудрость Шломо и разума очень много, и широту сердца, [вмещавшего знания, обильные], как песок на берегу моря. И мудрость Шломо была больше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости Египта. И был он мудрее всех людей: Эйтана Эзрахитянина, и Эймана, и Калкола, и Дарды – сыновей Махола; и [славно] было имя его среди всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песен его было пять и тысяча. И говорил он о деревьях: от кедра, что в Леваноне, до эйзова, вырастающего из стены; и говорил о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрость Шломо, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (Млахим 1, 5:9-14). Книга Мишлей – это своего рода квинтэссенция трех тысяч притчей Шломо, книга Коѓелет содержит рассуждения Шломо о действительности, которая окружает нас, о жизни растений, животных и людей, а Песнь Песней – это вершина всех песней, которые он сочинил. А может быть, Песнь Песней – это одна из «пяти и тысячи» его песен? Виленский Гаон в своем комментарии к молитвеннику приводит слова книги Зоѓар, где сказано, что Песнь Песней – это тысяча шестая песнь. Таким образом, Песнь Песней не является одной из тысячи пяти песен; это высшая песнь, которая возвышается над всеми прочими песнями, сочиненными Шломо и всем народом Израиля.

Какие песни, сочиненные еврейским народом, подразумеваются здесь? В Таргум Онкелос сказано: «Десять песен были воспеты в этом мире, и эта песнь – лучшая из всех». Вот эти песни:

Первую песнь воспел Адам, когда Владыка мира простил ему его грех, и наступила суббота. Адам раскрыл уста свои и произнес: «Псалом, песнь на день субботний» (Теѓилим, 92:1).

Вторую песнь воспел Моше рабейну вместе с народом Израиля, когда Владыка мира заставил расступиться Чермное море. Все раскрыли уста свои и произнесли: «Тогда воспел Моше и сыны Израилевы эту песнь Господу» (Шмот, 15:1).

Третью песнь воспели сыны Израиля, когда им был дарован колодец воды, и об этом сказано: «Тогда воспел Израиль песнь эту: "наполняйся, колодец, пойте ему» (Бемидбар, 21:17).

Четвертую песнь воспел Моше рабейну, когда настал его час покинуть этот мир: «Внимайте, небеса, и я говорить буду» (Дварим, 32:1).

Пятую песнь воспел Йеѓошуа Бин-Нун во время битвы в Гивоне, когда остановились солнце и луна и перестали петь свою песнь. Тогда раскрыл Йеѓошуа уста и стал петь свою песнь, и об этом сказано: «И воспел Йеѓошуа перед Господом в тот день» (Йеѓошуа, 10:12).

Шестую песнь воспели Барак и Двора в день, когда Господь предал Сисру и его войско в руки сынов Израиля, и об этом сказано: «И воспела Девора и Барак, сын Авиноама» (Шофтим, 5:1).

Седьмую песнь воспела Хана, когда Господь даровал ей сына, и об этом сказано: «И молилась Хана» (Шмуэль 1, 2:1).

Восьмую песнь воспел Давид, царь Израиля, за все чудеса, которые сотворил с ним Господь. Давид раскрыл уста свои и воспел песнь, и об этом сказано: «И произнес Давид Господу слова песни этой в день, когда спас Господь его от рук всех врагов его и от руки Шауля» (Шмуэль 2, 22:1).

Девятую песнь воспел Шломо, царь Израиля, в своем пророчестве пред Владыкой мира.

А десятую песнь воспоют сыны Израиля, когда выйдут из изгнания, как об этом говорит пророк Йешаяѓу: «Песнь будет у вас, как в ночь освящения праздника, и веселье сердца, как у идущего со свирелью, чтобы взойти на гору Господню, к Твердыне Израиля» (Йешаяѓу, 30:29).

Хотя десятая песнь еще не воспета, ясно без всякого сомнения, что она будет воспета. Она еще не написана, но как будто уже написана. Превосходит ли Песнь Песней даже эту десятую песнь, которая будет воспета в дни Машиаха? Да, ибо благодаря Песни Песней и приникновению ко Всевышнему, которое в ней описано, мы удостоимся пришествия Машиаха. Все вышеупомянутые песни – это песни благодарения Всевышнему за милости, оказанные нам. А Песнь Песней – это песнь о любви к Нему, которая не зависит от каких-либо условий.

Счастливы мы, что в нашем поколении мы уже начинаем слышать издалека отзвуки десятой песни. Чем больше мы укрепимся в любви ко Всевышнему, описанной в Песни Песней, тем скорее мы достигнем великой радости сердца, которую выражает десятая, последняя песнь.

 

«Пусть он целует меня поцелуями уст своих!» – любовь между мужчиной и женщиной и любовь ко Всевышнему

«О, пусть он целует меня поцелуями уст своих! Ибо ласки твои лучше вина!» (1:2). Нас не должно удивлять, что Шломо прибегает к описанию любви между мужчиной и женщиной. Любовь мужа к жене – это чистое и возвышенное чувство. Сказали наши мудрецы: «Если удостоились, то между ними – Божественное присутствие». По мнению Раши, Шломо подразумевает здесь любовь между народом Израиля и Всевышним, а по мнению Рамбама – любовь между отдельным человеком и Всевышним. В этом нет противоречия: так или иначе, речь идет о любви ко Всевышнему, благословен Он. Некоторые думают, что служение Всевышнему и связь с Ним – это дело трудное и скучное, а жизнь в условиях вседозволенности, напротив, – одно сплошное удовольствие. Однако на самом деле совсем наоборот: это низкое удовольствие в мгновение ока превращается в тяжелое чувство пустоты и отчаяния, тогда как любовь ко Всевышнему несет в себе глубокое внутреннее неслаждение. И об этом сказано: «О, пусть он целует меня поцелуями уст своих!» Раши объясняет: «Порой принято целовать руку или плечо… однако жених целует невесту в губы». Это более возвышенное состояние души, о котором сказано: «Ибо ласки Твои лучше вина!» Раши объясняет: «Ласки Твои для меня лучше всякого пиршества, лучше всякого иного наслаждения и радости». От исполнения заповедей, от добрых дел можно чувствовать опьянение сильнее, чем от вина.

Человек может спросить: «Но как достичь такой возвышенной любви? Как узнать эту любовь?» Великую милость оказал нам Всевышний, дав нам ощутить истинную любовь, например, любовь между мужчиной и женщиной. Точно такое же чувство должно быть обращено к Владыке мира. Об этом и говорит нам Песнь Песней. Вот что пишет об этом наш великий учитель Рамбам: «Дабы [человек] любил Всевышнего великой любовью, большой и очень сильной, пока душа его не свяжется со Всевышним узами этой любви, пока не станет она занимать его всегда, как будто он заболел любовью [к женщине], когда его разум непрестанно поглощен любовью к этой женщине и он думает о ней все время – сидя и стоя, когда он ест и пьет. Еще более этого поглощены любовью ко Всевышнему любящие Его, как нам заповедано: всем сердцем твоим и всей душой твоей. Именно об этом говорил Шломо притчей: “…ибо я больна любовью”, и вся Песнь Песней является притчей, говорящей об этом» (Ѓалахические законы тшувы, 10:3).

 

«Хорош запах масл Твоих» – свет Израиля сияет для всего мира

«Хорош запах масл Твоих, елей разлитый – имя Твое; оттого Тебя девушки любят!» (1:3). Наши мудрецы, благословенна их память, говорят, что когда народу Израиля была дарована Тора на горе Синай, весь мир наполнился благоуханием. Хотя Тора была дана народу Израиля, она принесла благословение всему человечеству. Об этом было сказано нашему праотцу Авраѓаму: «И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением… и благословятся тобой все племена земные» (Берешит, 12:2-3). Однако дарованию Торы предшествует сам факт того, что мы удостоились встречи с Владыкой мира, и об этом сказано в пасхальной Агаде: «Если бы Он приблизил нас к горе Синай, но не дал нам Тору, то и того нам было бы достаточно». В чем ценность горы Синай без Торы? Само стояние на горе Синай, проявление Шхины в мире – это и есть самое главное. И только после этого мы получили Тору. И Тора наполнила благоуханием весь мир – как близлежащие земли, так и далекие острова. «Елей разлитый – имя Твое» – елей, разлитый по всему миру, все народы возлюбят Тебя. Слова Торы наполняют мир благоуханием, смягчают и утончают варварские души народов мира, наполняют их справедливостью, нравственностью, состраданием.

 

«Влеки меня! За Тобой побежим»; любовь ко Всевышнему – вечное наслаждение

«Влеки меня! За Тобой побежим» (1:4). Принуждением и давлением можно добиться многого. Но одного так добиться невозможно: любви. Любовь нужно пробудить. Есть большая разница между тем, кто подталкивает сзади, и тем, кто влечет за собой. Настоящий командир – не тот, кто приказывает солдатам бежать вперед, а сам стоит на месте, а тот, кто бежит впереди и приказывает солдатам следовать за ним. Настоящий педагог – не тот, кто считает себя совершенным и читает мораль другим, а тот, кто работает над собой и увлекает за собой других. Так и в любви ко Всевышнему: следует стремиться к Нему сердцем и разумом, чувствами и желаниями. Вот почему сказано: «Привел меня Царь в покои Свои» – в самые сокрытые, интимные части Торы; не только к практическим аспектам Торы – заповедям, но и к внутренним аспектам: агада и мусар, мысль и вера. И тогда пробуждается радость, о которой сказано: «Возликуем и возрадуемся с Тобою», «Вспомним ласки Твои, что лучше вина!» (Шир ѓа-ширим, там же), и человек готов на все, даже на самые трудные испытания. Вот что пишет об этом Раши в комментарии на стих из книги пророка Ирмеяѓу (2:2): «Так сказал Господь: Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, как шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной»: «По земле голода и смерти, и даже пищей не запаслись, ибо верили в Него и в Его посланника, и не сказали: как же мы пойдем по пустыне, где нет пропитания; а Он окружил их облаками Своими. И этому они радуются до сегодняшнего дня; даже те, кто бедны и полны горестей, забавляются Торой, и вспоминают ласки Его, что лучше вина, и свою простую любовь к Нему».

Когда любовь велика, она сохраняется и в самые трудные времена и выдерживает все испытания. В этом сущность истинной любви – в том, что она не зависит ни от каких обстоятельств. «Просто любят Тебя» (Шир ѓа-ширим, там же). Раши объясняет: «Сильной любовью, простой (прямой) любовью, без взлетов и падений». Простая, наивная, цельная любовь. Любовь, когда любящий отдает всего себя без остатка.

 

«Привел меня Царь в покои Свои» – стадии раскрытия единства народа Израиля

Здесь можно выделить пять стадий: 1). «Влеки меня! За Тобой побежим»; 2). «Привел меня Царь в покои Свои»; 3). «Возликуем и возрадуемся с Тобою»; 4). «Вспомним ласки Твои, что лучше вина»; 5). «Просто (прямо) любят Тебя». Где находятся покои Царя? Разумеется, в Земле Израиля. Объясняет рав Элияѓу, Виленский Гаон:

1.       «Влеки меня» – когда я иду по пустыне, как сказано: «…как шла ты за Мною по пустыне». Хотя народ Израиля совершил немало грехов, он самоотверженно пошел за Всевышним в пустыню и принял все испытания с любовью – любовью к Земле Израиля.

«За Тобой побежим» – когда перешли Иордан, как сказано: «Народ же поспешно переходил» (Йеѓошуа, 4:10). И входя в Землю Израиля, несмотря на многочисленные трудности, народ не медлил, а спешил оказаться в Земле Обетованной.         

2.       «Привел меня Царь в покои Свои» – здесь подразумевается вхождение народа в Землю Израиля, а «покои» – это также покои Торы, ибо основная Тора – в Земле Израиля, как сказано: «Царь ее и сановники ее – среди чужих народов; не стало Торы» (Эйха, 2:9). После того, как мы вошли в Землю Израиля и стали строить в ней свою жизнь, мы должны искать внутренний смысл этой жизни, и он заключается в Торе.

3.       «Возликуем и возрадуемся с Тобою» – это Первый Храм, в котором пребывала Шхина. В период Первого Храма царство Израиля достигло своего апогея. Мы должны знать, что Тора призвана не только освещать жизнь каждого отдельного человека, но и возвышать государственную жизнь всего народа посредством Храма, который находится в сердце нашей национальной столицы.   

4.       «Вспомним ласки Твои, что лучше вина» – это построение Второго Храма, в который не возвратилась Шхина, но от нее осталось воспоминание. Второй Храм не обладал той силой, которой обладал Первый Храм, – от нее осталось лишь воспоминание, и это потому, что не весь народ Израиля вернулся в свою землю, и потому, что власть в нашей земле принадлежала тогда другому народу.   

5.       «Просто (прямо) любят Тебя» – речь идет о днях Машиаха, о которых сказано: «И станет крутизна равниной» (Йешаяѓу, 40:4). Если до этого разные части народа имели различные недостатки, то в дни Машиаха все станет цельным и весь народ объединится, чтобы служить Всевышнему.   

 

«Скачет он по горам»; Избавление – Божественный план

«Голос возлюбленного моего! Вот он идет! Скачет он по горам, прыгает по холмам» (2:8). Когда Владыка мира решает спасти Свой народ, это не всегда происходит так, как представляется человеческому разуму. Нередко этот процесс подобен «скаканию», когда вещи, которые кажутся далекими и недостижимыми, вдруг становятся совершенно доступными. Например, хотя мы должны были оставаться в Египте четыреста лет, Всевышний все же приблизил Избавление. Мы почти отчаялись удостоиться Избавления: «Ты отчаялся, ибо Избавление должно было прийти лишь по окончании четырехсот лет, о которых было сказано меж рассеченных половин» (Раши), однако: «”Голос возлюбленного моего! Вот он идет!” – преждевременно, подобно скачущему по горам, прыгающему по холмам» (Раши). Все это – от великой любви к нам, ибо мы – дети наших праотцев и праматерей. «Скачет он по горам» – благодаря заслугам трех праотцев, которые сравниваются с горами; «прыгает по холмам» – благодаря заслугам четырех праматерей, которые сравниваются с холмами (Таргум Онкелос, Шир ѓа-ширим). Многочисленные трудности не могут остановить процесс Избавления. «”Голос возлюбленного моего” – это Моше в тот час, когда пришел и избавил их. Сказали они ему: разве не замаран весь Египет нашим идолопоклонством? Ответил он им: поскольку Он желает вашего избавления, Он не смотрит на это, а скачет по горам» (Мидраш Шмот раба, 2:19).

То же самое можно сказать и о последнем Избавлении – Всевышний ускорит его и «перепрыгнет» через все препятствия, которые видят люди. «Много замыслов в сердце человека, но сбудется совет Господень» (Мишлей, 19:21). Это произойдет не единовременно, а постепенно, как сказали об этом наши мудрецы, благословенна их память: «”Голос возлюбленного моего! Вот он идет! Скачет он по горам ” – когда прозвучит голос шофара, двадцать горестей придут в мир: в десяти местах все будут убиты, десять мест сгорят. Это учит нас, что врата не будут раскрыты сразу же, а пророк Элияѓу, поминаемый добром, приходит в один город и невидим в других, говорит с одним человеком и невидим другому» (Ялкут Шимони). Однако все части примкнут друг к другу и станут единым целым, и вопреки всем страданиям мы удостоимся великого света.

 

«Цветы показались на земле» – слышен голос Избавления

«Цветы показались на земле; время пения настало и голос горлицы слышен в стране нашей» (2:12). Это описание весны так радует сердце человека, «ибо вот, зима прошла, дождь миновал, удалился» (там же, 11). Говорит Раши: «Как парень уговаривает свою возлюбленную пойти за ним, так поступает со мной возлюбленный мой». Всевышний уговаривает нас и увлекает за собой: «Молвил друг мой и говорит мне: "Встань, подруга моя, прекрасная моя и ступай [за мною]» (там же, 10). Раши объясняет: «”Цветы показались на земле” – приближаются теплые дни, когда на деревьях распускаются цветы, и путешественники наслаждаются их видом; “время пения настало ” – птицы начинают петь приятным голосом для путешественников; “и голос горлицы” – имеются в виду горлицы и голуби, как все птицы, которые поют и свистят в дни нисана».

Только когда Владыка мира решает принести Избавление Своему народу, он влечет нас в Землю Израиля, и земля эта украшается прекрасными цветами. Правда, в нашей жизни еще есть некоторые трудности, однако «Даже если бы гортань наша была полна песни, как море, и язык наш – радости, как множество волн его, и губы наши – хвалы Тебе, как просторы неба… то и тогда мы не смогли бы достаточно возблагодарить Тебя, Господь, Бог наш… за милости и чудеса, которые Ты сотворил с нами» (молитва Нишмат коль хай). Мы возвратились в нашу землю, возрождаем ее и возрождаемся в ней, имеем собственное государство, получили Иерусалим. Кто сегодня не видит, что «цветы показались на земле», что Избавление пробивается сквозь землю, как нежный росток? Кто не слышит, что «время пения настало», и не стремится тоже воспеть благодарение Всевышнему в полный голос? «”Время пения настало” – настало время Избавления для народа Израиля, настало время Небесному царству проявиться, настало время вознести песнопения Святому, благословен Он, и об этом сказано: “Моя сила и песнь – Господь”» (Шир ѓа-ширим раба). «”Голос горлицы слышен в стране нашей” – это голос Кореша, в час, когда он сказал (Эзра, 1:3): “Кто из вас, из всего народа Его, который поднимется в Иерусалим, что в Иудее…” Иное толкование: это голос царя Машиаха, который провозглашает (Йешаяѓу, 52:7): “Как прекрасны на горах ноги вестника”» (Шир ѓа-ширим раба). Голос горлицы в стране нашей слышен все громче и громче, мы все больше и бльше любим нашу землю и жертвуем собой ради нее.

 

«Маленькие лисицы, что портят виноградники» – Всевышний среди нас, и Он спасает нас

«Поймайте нам лисиц, маленьких лисиц, что портят виноградники, а виноградники наши в цвету! Друг мой [принадлежит] мне, а я – ему, пасущему средь лилий. Пока не повеял день и не побежали тени, обернись, будь подобен газели или молодому оленю на расселинах гор» (2:15-17). Лисицы и все прочие, кто портит нам виноградники – в самом деле малы, и мы не должны преувеличивать их размеры и бояться их. Но все же мы должны быть осторожными и следить, чтобы они не портили наши виноградники, ибо виноградники наши молоды, и их нетрудно испортить. Мы не должны бояться, ибо «Друг мой [принадлежит] мне, а я – Ему», связь между нами и Владыкой мира вечна, Он всегда с нами, хоть мы и не видим Его сейчас, ибо Он «пасет средь лилий». Однако сказали наши мудрецы, благословенна их память: «Он мне – Бог, а я Ему – народ; Он мне – отец, а я Ему – сын; Он мне – пастух, а я Ему – стадо; Он сказал мне: “И кто подобен народу Твоему, Израилю, народу единственному на земле” (Диврей ѓа-ямим 1, 17:21), а я провозглашаю Его единство: “Господь, Бог наш, Господь един”» (Мидраш раба). Поэтому мы просим у Владыки мира, чтобы Он пришел к нам помощь, пока еще не угас дневной свет, «пока не повеял день и не побежали тени, обернись, будь подобен газели или молодому оленю на расселинах гор» – прибеги к нам так быстро, как бежит газель или молодой олень, который хоть и далек, но прибегает очень быстро. И нам обещано, что так и будет.

 

«Голуби – очи твои» – качества народа Израиля: самоотверженность и скромность

«Как ты прекрасна, подруга моя, как ты прекрасна! Голуби – очи твои из-под фаты твоей! Волосы твои, как стадо коз, что сбегает с гор Гильада» (4:1). Кнесет Исраэль, возлюбленная Всевышнего, – как общность всех душ народа Израиля, так и каждый отдельный еврей. Кто сравнивается с глазами народа? «Очи общины, которые наблюдают за народом Господа, указывая ему путь, по которому следует идти; великие народа Израиля и мудрецы, что заседают в Санѓедрине, – они светят всему миру и народу Израиля» (Таргум Онкелос, Шир ѓа-ширим). «Мудрецы Санѓедрина – это глаза общины, ибо множество членов есть у человека, и все они идут туда, куда указывают глаза; так и народ Израиля не может сделать ничего без глаз общины» (Мидраш раба).  А каковы они, «глаза» общины? «Голуби – очи твои». «Они верные, как голуби» (Мидраш Шир ѓа-ширим). Истинные вожди жертвуют собой ради Всевышнего и Его общины.

«Голуби – очи твои из-под фаты твоей». Фата покрывает голову женщины ради скромности. Истинный вождь скромен, он не ищет себе почета и высоких должностей, не стремится демонстрировать свое величие, а, напротив, скрывает его.

«Волосы твои, как стадо коз, что сбегает с гор Гильада». «Волосы – это община Израиля, простые евреи» (Таргум Онкелос, Шир ѓа-ширим). Когда о вождях общины можно сказать: «Голуби – очи твои», то весь народ Израиля идет вслед за ними, как стадо – за пастухом.

 

«Вся ты прекрасна, подруга моя» – избранность народа Израиля и его изъяны

«Вся ты прекрасна, подруга моя, и нет в тебе изъяна» (4:7). Но разве можно сказать о народе Израиля, что в нем нет ни единого изъяна? Разве заповедь любви к народу Израиля обязывает нас лгать и делать вид, что мы не замечаем изъянов?

Конечно же, нет. Наоборот: «Ибо кого любит Господь, того укоряет» (Мишлей, 3:12). Кого любишь истинной любовью, того укоряешь. Рав Кук писал: «Великая любовь, которой мы любим свой народ, не ослепит глаза наши, чтобы мы не замечали его изъянов» (Орот Исраэль, 4:3).

Однако любовь к народу Израиля продиктована не его добрыми делами. Это абсолютная, вечная любовь, которая не зависит ни от каких условий. Вот что писал об этом Маѓараль из Праги: «Любовь, которая ни от чего не зависит, не является наградой за добрые дела и существует даже тогда, когда они (народ Израиля) не признают Его Божественности» (Нецах Исраэль, гл. 11). Эта любовь проистекает от естественной избранности Израиля, которая распространяется на всех без исключения евреев – религиозных и нерелигиозных, правых и левых, живущих в Земле Израиля и за ее пределами, праведников и злодеев. Все они имеют отношение к избранности Израиля, которая неизменна во все поколения. Это – внутренняя сущность народа Израиля, которая не изменяется от дурных поступков, и ее невозможно устранить силой свободы выбора. Как человек был создан по образу и подобию Бога и не в состоянии этого изменить, так и избранность Израиля вечна, и еврей не может уничтожить ее, а только не быть верным ей.

Именно это подразумевают слова: «Вся ты прекрасна, подруга моя». Нельзя закрывать глаза на грехи; напротив, необходимо признавать их, чтобы их можно было исправить. Рав Кук продолжает: «Однако наша сущность, даже после наиболее пристального рассмотрения, свободна от всякого изъяна: “Вся ты прекрасна, подруга моя, и нет в тебе изъяна”».

 

«Голос! Стучится друг мой» – пробуждение от сна изгнания

«Я сплю, но бодрствует сердце мое. Голос! Стучится друг мой: отвори мне, сестра моя, подруга моя, голубка моя, чистая моя, ибо голова моя росою полна, кудри мои – каплями [росы] ночной» (5:2). Иногда народ Израиля пребывает в состоянии глубокого сна. Таково было состояние нашего народа в изгнании. Вот что пишет об этом рабби Йеѓуда Ѓа-Леви: «”Я сплю, но бодрствует сердце мое” – сном называется изгнание». Пророк Йехезкель описывает изгнание как смерть – долину, полную иссохших костей. Однако кости эти могут возродиться. Этот процесс обратим – он как сон, от которого можно пробудиться. Рабби Йеѓуда Ѓа-Леви продолжает: «А бодрствующее сердце – это пророчество». Пророки – люди, живущие в конкретном времени, однако они и превыше времени – они озаряют время светом вечности. Они всегда бодрствуют. «”Голос! Стучится друг мой” – это зов Всевышнего возвратиться к Нему». Владыка мира не покинул и не забыл нас, Он всегда пробуждает нас и зовет вернуться в Землю Израиля – землю нашей жизни. «”Голова моя росою полна” – это Шхина, которая вышла из-под сени Храма». Возвращение народа Израиля в свою землю – это не просто физическое спасение. Когда народ Израиля пребывает в изгнании, Шхина тоже пребывает в изгнании, и тогда нарушается весь план сотворения мира ради освящения имени Всевышнего в нижних мирах. У Всевышнего есть особый интерес, чтобы народ Израиля возвратился в свою землю. «”Я скинула одеяние свое, как же надену я его?” – это леность Израиля возвратиться». Евреи привыкли к изгнанию и не готовы прилагать усилия, чтобы возвратиться в свою землю, возродить ее и возродиться в ней.

«”Возлюбленный мой простер руку свою сквозь отверстие” – это об Эзре, Нехемье и пророках». Любовь Всевышнего к нам столь сильна, что Он не оставляет нас, а «простирает руку Свою сквозь отверстие в двери» – посылает к нам Эзру, нехемью и других пророков, чтобы те взяли нас и привели в нашу землю. В конце концов немногочисленные евреи согласились взойти в Землю Израиля, однако у них не было сил выносить все трудности, связанные с этим.

Однако, благодарение Господу, в последние поколения еврейский народ пробудился – великие, малые и средние – и самоотверженно взошел в Землю Израиля, и мы удостоились великих чудес: возвращения в Сион, возрождения Земли Израиля, создания государства и объединения Иерусалима.

 

«Кто это, что выглядывает, как заря» – постепенное Избавление

«Кто это, что выглядывает, как заря; прекрасная, как луна, ясная, как солнце; грозная, как [войско] со знаменами?» (6:10). И вправду, кто это? По словам наших мудрецов, благословенна их память, в начале Иерусалимского Талмуда, здесь подразумевается Избавление. И вот что они рассказывают нам: «История о рабби Хии и рабби Шимоне бар Халафте, которые гуляли в долине Арбеля, когда взошла заря. Сказал рабби Хия Великий рабби Шимону бен Халафте: так взойдет и Избавление народа Израиля – сначала оно блеснет едва-едва, потом станет разгораться все ярче и ярче, потом заблещет, а потом расширится и засияет в полную силу» (Шир ѓа-ширим раба, 6:10). Мы все еще пребываем во тьме, но сквозь нее пробивается яркий луч света. Нам следует отдалиться от всякой крайности: и от той, согласно которой все прекрасно, мы уже достигли идеала и нам больше не к чему стремиться, и от той, согласно которой все – тьма, мы еще пребываем в недрах изгнания и ничего не изменилось. Нет, даже если бы гортань наша была полна песни, как море, то и тогда мы не смогли бы достаточно возблагодарить Всевышнего за милости, которые Он сотворил с нами в последних поколениях: возвращение в Сион, ворождение Земли Израиля и создание государства. В наше время свет и тьма перемешаны между собой, и мы должны, вопреки всем трудностям, идти вперед. Именно об этом мы поем в пасхальной Агаде: «Близится день, который ни день, ни ночь» – еще не настал день, но уже и не ночь. Блаженны мы, что удостоились этого.

Вот как толкует вышеприведенный стих из Песни Песней книга Зоѓар: «В тот час, когда Святой, благословен Он, встанет и выведет нас из изгнания, Он раскроет перед нами узкую щель света, а потом – щель пошире, пока не раскроет перед нами высшие врата, распахнутые на все четыре стороны света. Ибо все, что делает Всевышний, Он делает не в одночасье. [Об этом говорит] притча о человеке, который очень долго сидел во тьме. Для того чтобы возвратить его к свету, нужно прежде всего открыть для него крошечную щель размером с игольное ушко, а потом щель побольше, и так все время, пока не засветит ему свет в полную силу» (Зоѓар, Берешит, 106).

Процесс Избавления состоит из четырех этапов: «выглядывает, как заря», «прекрасная, как луна», «ясная, как солнце», «грозная, как [войско] со знаменами».

 

«Сильна, как смерть, любовь» – освящение имени Всевышнего

«Положи меня печатью на сердце твое, печатью на руку твою, ибо сильна, как смерть, любовь, как преисподняя люта ревность; стрелы ее – стрелы огненные – пламень Господень» (8:6).

Мы молим Тебя, Владыка мира, чтобы Ты не забыл нас, а положил нас печатью на сердце Свое, и чтобы были мы в сердце Твоем всегда, а также, чтобы Ты положил нас печатью на руку Свою и действовал ради нас Своею мышцею простертою. И прояви Свою мышцу простертую на глазах всех народов. Почему? Потому, что «сильна, как смерть, любовь», мы любим Тебя настолько, что готовы жертвовать собой ради Тебя, готовы жертвовать своей жизнью ради освящения Твоего имени. Любовь, которой мы любим Тебя, а Ты любишь нас, сильна, как смерть. «Любовь, которой Святой, благословен Он, любит народ Израиля, которой Яаков любил Йосефа, которой Йонатан любил Давида, которой муж любит жену, подобна любви, которой любят Всевышнего евреи, погибшие за освящение Его имени, ибо сказано (Теѓилим, 44:23): “Ведь из-за Тебя убивают нас весь день”» (Мидраш раба, 8:6). Более того, «как преисподняя люта ревность» – народы ревнуют и ненавидят нас настолько, что толкают в преисподнюю, потому что мы любим Тебя. Эта ненависть подобна всепоглощающему огню, однако любовь Всевышнего защищает нас, ибо «стрелы ее – стрелы огненные – пламень Господень».

 

«Пламень Господень» – внутренняя песнь

Удивительно: Песнь Песней – это песнь о любви Собрания Израиля ко Всевышнему, однако имя Всевышнего упомянуто в нем только один раз – «пламень Господень». Однако следует понять, что сила любви ко Всевышнему не зависит от того, сколько раз мы упоминаем Его имя; напротив, запрещено упоминать Его имя всуе. Любовь ко Всевышнему – не на устах, а в сердце, в глубине души. Сказали наши мудрецы, благословенна их память: «Все, что сказал Шломо в Песни Песней, – свято». Песнь Песней – это внутренняя песнь души, облаченная в будничные одежды.

 

«Была бы она стеной…» – скажет слабый: я силен

«Сестра у нас маленькая и грудей нет у нее. Что сделаем мы для сестры нашей в день, когда будут свататься к ней? Была бы она стеной, на ней мы выстроили бы башню серебряную, а была бы она дверью – заложили бы ее досками кедровыми» (8:8-9). В жизни каждого человека и каждого народа бывают испытания, для преодоления которых необходимо мобилизовать все силы. «Сестра у нас маленькая», но она способна встать, как мощная стена, на которой можно выстроить башню серебряную.

Рассказывают наши мудрецы, благословенна их память (Вавилонский Талмуд, трактат Йома, 9б), что Рейш Лакиш купался в Иордане. Как известно, Рейш Лакиш возвратился к тшуве, и в молодости он был атлетом. Судя по всему, время от времени он занимался плаванием, чтобы сохранить хорошую физическую форму. К нему подошел раба Бар Бар Ханна, который приехал из Вавилонии, и в знак дружбы протянул ему руку. Рейш Лакиш сказал ему: «Клянусь Богом, я ненавижу вас, жителей Вавилонии!» Разумеется, речь идет не об истинной ненависти – ведь запрещено ненавидеть любого еврея, где бы он ни жил. Рейш Лакиш хотел сказать, что он очень гневается на жителей Вавилонии. Почему? Ибо сказано: «Была бы она стеной, на ней мы выстроили бы башню серебряную, а была бы она дверью – заложили бы ее досками кедровыми». Если бы вы все стали подобны стене и взошли в Землю Израиля в дни Эзры, то вы уподобились бы серебру, что не подвержено гнили. Теперь же вы подобны кедру, который подвержен гнили. Иными словами: если бы вы, когда началось возвращение в Сион и раскрылись врата Земли Израиля, поднялись все вместе и самоотверженно взошли в нее, то сегодня то, что вы построили в ней, было бы подобно башне серебряной, которая не подвержена гнили; однако вы взошли в Землю Израиля, подобно двери из досок кедровых. Вот как толкует это Раши: «Это подобно двустворчатым воротам, половина которых закрыта. Так и вы: только половина вас взошла в Землю Израиля». И поэтому в конце концов там распространилась гниль.

Слава Господу, что в наши дни мы самоотверженно поднялись и взошли в нашу землю, и возродили ее, и это здание будет стоять вечно! От нас требуется продолжать быть самоотверженными, и да не скажет человек: я так мал, ибо даже «сестра маленькая» способна «встать стеной».

 

Песнь Песней и Рут – Тора милости

Согласно словам рава Кука, «мир не способен выдержать свет Песни Песней в праздник Шавуот, и потому необходимо сокрыть его в свитке Рут» (Олат Раайя, т. 2, стр. 305). Песнь Песней – это ярчайшая вспышка любви между Владыкой мира и Собранием Израиля, высшая молния, которая ослепляет. В свитке Рут мы спускаемся на землю, к жизни еврейского народа в своей земле. Мы встречаем тружеников, которые честно зарабатывают себе на хлеб и вместе с тем, помогают каждому, кто протягивает руку за помощью. Мы видим любовь и братство, дружеское и теплое отношение к женщине, которая пришла с чужбины и примкнула к еврейскому народу; видим скромную и простую жизнь.

Это не та высшая молния, которая ослепляет мир, а нежный и приятный свет, разлитый по всем уголкам жизни. Как приятна жизнь народа Израиля, освещенная светом Торы! В начале своего появления в мире Тора казалось страшной, однако теперь мы видим, как приятно влияние, которое она оказывает на жизнь народа. Говорят наши мудрецы, что во время дарования Торы «земля сначала затрепетала, а потом стихла». Содержание свитка Рут в точности повторяет содержание Песни Песней, но в переводе на человеческую жизнь, и потому мы читаем этот свиток в день дарования Торы.   

 

Перевела и подготовила к печати Хана Ар-Шалом