Первая заповедь по Рамбаму – "знай". Как это понять? Ведь нельзя же обязать человека знать? Может быть, на русский язык перевели не правильно? Валерий Кочубиевский, Хайфа
Отвечает рав Зеев Мешков
"Первая заповедь повелевает знать, что где-то (место указать невозможно) есть Всесильный, как сказано: "Я Б-г Всесильный твой…" – так начинает Рамбам свод законов Мишне Тора, вместивший в себя все 613 заповедей. Если бы он сказал "первая заповедь – верить", то пришел бы к следующему логическому противоречию: "Для неверующего понятие "заповедь" не существует. И, следовательно, нет никакой возможности кому-то приказать верить. Человек, развиваясь и постигая мир, свободен в своем выборе: один решит, что Б-г есть, а другой придет к выводу, что Его (хас вэхалила) нет".
Однако такая посылка противоречит общей позиции Торы, которая рассматривает неверие как отрицательное свойство. Даже если человек не сам пришел к ложным представлениям о мире, а они были привиты ему с детства, ожидается, что он вернется на путь истинный.
Мудрецы Талмуда в трактате Шабат (7а) разошлись во мнениях о том, какую личную ответственность он несет за свое неверие, но для них было совершенно ясно, что атеист (и уж тем более идолопоклонник) не чист перед Б-гом и не выйдет сухим из воды. Рамбам, безусловно, знал об этом противоречии и сделал все возможное, чтобы избежать его. Именно поэтому он не написал "…прежде всего, нам заповедано верить", а сказал: "Первая заповедь – знать".
Но тогда возникает следующий вопрос: "А можно ли приказать человеку знать? И если он не может или не хочет знать, что ты будешь с ним делать?" Ответ заключается в том, что заповедь "знать" понимается как запрет отрицать очевидное. Существование Б-га неоспоримо, и отрицать его запрещено. И поэтому только признав, что окружающий мир не оставляет выбора, а приводит к однозначному выводу: "Б-г есть", можно говорить о праведниках и злодеях, о награде и наказании, о любви к праотцам еврейского народа, обретшим и хранившим веру в древнем мире, о будущем суде над всеми нациями, погрязшими в идолопоклонстве. Иначе (если предположить, что окружающий мир позволяет сделать разные выводы), не с кого спросить и не за что спрашивать: каждый волен думать, как хочет, строить свои теории и воплощать их в жизнь.
Пророк Хавакук сказал: "Праведник верой своей жив", а не "Каждый человек верой своей жив". (Атеисты, стараясь доказать, что сама Тора толерантна и допускает свободу мнений, часто искажают эту цитату и вместо цадик бе эмунато йехйе ("праведник верой своей жив") говорят иш беэмунато йехйе ("каждый человек верой своей жив"). Тора не принимает оправданий типа "а меня так воспитали", "а мне с детства привили представления о многих богах и силах, управляющих миром".
Если бы Хавакук сказал: "Каждый человек верой своей жив", то нам бы оставалось только разводить руками и говорить: "Ну, конечно, все хорошие, а за их заблуждения не с кого спрашивать", "Неверные теории о мире, удаляющие человека от Б-га, приводят к распространению убийств и разврата. Но что же поделать – ведь люди свободны в своих мнениях". Однако наш праотец Авраам доказал своей жизнью, что мы несем ответственность за свои ложные представления о мире, сформированные самостоятельно или под влиянием окружающей среды. Он наиболее полно из всех когда-либо живших людей исполнил первую из списка 613 заповедей Рамбама: "Нельзя обманывать самого себя, отрицая что Б-г есть и Он один".