Разница между праздником Песах как моментом рождения и праздником Шавуот как завершением перехода во взрослое состояние определяет отличие чувства радости, испытываемого в Песах, от чувства радости, испытываемого в Шавуот. Радость еврея в день исхода – радость существования. Ребенок любим, потому что он пришел в этот мир и отношение к нему не зависит от каких бы то ни было заслуг. Восторг от того, что он есть и что его любят, наполняет все его существо, он не стремится стать лучше. Достаточно просто обратить на себя внимание – и все начинают восторгаться и улыбаться. Взрослый человек находит удовлетворение в деле рук своих, самосовершенствовании и преобразовании мира. Творческие успехи: новые открытия и воплощение их в жизнь – становятся источником его радости. Если люди относятся к нему с любовью и уважением, то это не связано с тем, что он появился на свет по воле своих родителей, а с тем, чего он достиг упорным трудом. Радость праздника Шавуот – радость взрослого человека.
Путь от пирамид к горе Синай – восхождение с 49-го отрицательного уровня до 49-го положительного уровня. Движение по этой лестнице начинается с того, что рука Вс-вышнего отделяет еврейский народ; сам подъем требует все большего и большего личного участия человека. Зрелость должна проявиться как готовность услышать слова Тв-рца и осознать их в полном объеме и на самом глубоком уровне, чтобы, приняв на себя ответственность и действуя самостоятельно, раскрыть новые пласты духовности и приблизить мир к совершенству.
Инфантильность проявляется как неготовность осознать Б-жественное слово, которая проистекает из-за нежелания принять на себя ответственность.
Для человека естественно оставаться в состоянии радости и сохранять его как можно дольше – никто не хочет сменить хорошее расположение духа на печаль и горе. Но часто стремление к стабильности не позволяет людям перейти от одной радости, несовершенной и неполной, к другой, более высокой и сильной. Например, у подрастающих детей нередко проявляется нежелание взрослеть, а у взрослых – стремление вернуться к образу жизни и привычкам ребенка. Расставание с детством вызывает чувство печали, хотя юность и зрелые годы несут с собой иную и, может быть, более полную радость. Взрослый должен прикладывать все свои силы, чтобы добиться счастья, и многие предпочитают удовлетворяться радостью собственного бытия, свойственной для детей. Еврейский народ был избран в тот момент, когда у него почти не было заслуг и ему предстояло подняться с 49-го уровня нечистоты. Принесение пасхальной жертвы, отказ от идолопоклонства, готовность следовать за Вс-вышним, переход через море – в этом нет еще заслуги глубокого переосмысления цели жизни и осознания ответственности. Народ выходит "под высокой рукой" – т.е. Б-г ведет сынов Израиля, а они следуют за облаком и огненным столпом, которые выражают Его Присутствие. Эмоциональный порыв и радость освобождения из рабства не сделали народ взрослым. У многих из тех, кто совершил исход, решающее значение при принятии решения идти или оставаться сыграло изменение обстоятельств, а не глубокие перемены их духовного состояния. Не будь чудес и знамений, значительная часть из тех, кто присоединился к веренице людей, уходящих из Египта, осталась бы на своих местах. Недаром при переходе через море Сатан приходит пред лицо Вс-вышнего и произносит: "Господин мира, до сих пор они были идолопоклонниками, а сейчас ты рассекаешь для них море?" (Шмот Раба, 21). Ангел-обвинитель имел в виду, что несмотря на начавшийся подъем с сорок девятой ступени нечистоты (выразившийся в отказе от старых привычек, а в выброшенных изображениях богов), в отказе от идолопоклонства нет никакой заслуги народа, который стал свидетелем чудес и своими глазами видел, как были наказаны его враги, который был окружен облаками славы, защищающими от зноя и змей. Что произойдет с сынами Израиля, когда чудесные явления прекратятся и непосредственное ощущение Б-жественного Присутствия оставит их? Не вернутся ли они тут же к служению чужим богам, столь привычному, близкому и понятному для них? Избранность еврейского народа в момент перехода через море, произошедшего на седьмой день исхода из Египта, основывается не на его заслугах, а на любви Вс-вышнего, и радость сынов Израиля похожа на восторг детей, которых любят, потому что они есть. Несмотря на стремление к получению Торы, сыны Израиля не осознали, что следствием дарования закона станет не только новое, более высокое состояние. Для достижения счастья – счастья взрослого человека, самостоятельно заслужившего его и готового нести ответственность за его поддержание и сохранение, – потребуется большая работы и постоянное напряжение. Путь к горе Синай должен был способствовать постепенному переходу от детского счастья к взрослой радости. Этот переход связан как с восторгом, так и с печалью. Печаль проистекает от того, что обретение нового уровня связано с утратой старого. Но чувство горечи проходит, когда новый уровень достигается во всем объеме и новое счастье становится полным, – утрата прежнего счастливого состояния перестает беспокоить человека.