dore-vaetze

Недельная глава Ваецэ. Кто они-ангелы?

No Comments
 «И вышел Яаков из Беэр Шевы, чтобы идти в Харан. И пришел на одно место, и заночевал там, потому что зашло солнце. И взял из камней того места, и положил себе в изголовье, и лег на том месте. И снилось ему: вот лестница, поставлена на земле, а вершина ее достигает небес. И вот ангелы Вс-сильного нисходят и восходят по ней» (Берешит, 28:11-12).   Все люди разные. Их отличают врожденные способности, которые могут быть использованы на благо. Но, кроме положительной составляющей, в каждом присутствует и отрицательная сторона, которая отражает все неисправленные ошибки предыдущих поколений. Первым, кто изменил и себя и своих потомков не в лучшую сторону, был Адам. После него – Каин. А вслед за ним – поколение потопа и строители Вавилонской башни, часть из которых, согласно мидрашу, была наказана тем, что утратила человеческий облик. ...
Читать далее...
Расписание молитв в Галицкой синагоге “Бейт Яаков” в Шабат, 6 Кислева   5771 г. (12-13 ноября  2010 г.). Недельная глава “Ваецэ”

Расписание молитв в Галицкой синагоге “Бейт Яаков” в Шабат, 6 Кислева 5771 г. (12-13 ноября 2010 г.). Недельная глава “Ваецэ”

No Comments
  Пятница, 12 ноября 10 г. (Шкия 16.17, Выход звезд 16.52) Зажигание  субботних свечей 15.59 ...
Читать далее...
Ханукальный семинар  “Тхелет”.”Великие евреи новейшего времени”.

Ханукальный семинар “Тхелет”.”Великие евреи новейшего времени”.

No Comments
  Дорогой друг!   2-5 декабря этого года в Киеве состоится традиционный (уже четвертый) Ханукальный семинар "Тхелет", организованный образовательной сетью "Мидраша Ционит", еврейскими молодежными движениями и инициативной группой из разных регионов СНГ. ...
Читать далее...
72 года назад в Германии началась “Хрустальная ночь”

72 года назад в Германии началась “Хрустальная ночь”

No Comments
72 года назад, в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года, по всей Германии, а также на территории аннексированной Австрии и Судетской области, отторгнутой у Чехословакии, начались массовые еврейские погромы, вошедшие в историю под названием «Хрустальной ночи» В течение этой ночи (по официальным данным) был убит 91 еврей, около тысячи были ранены, не менее 30 тысяч евреев были арестованы и многие из них вскоре отправлены в концентрационные лагеря Заксенхаузен, Бухенвальд и Дахау. ...
Читать далее...
Исчезновение евреев пустыни

Исчезновение евреев пустыни

No Comments
  После разрушения Второго Храма и изгнания евреев со Святой Земли еврейские общины возникли по всему миру, от Курдистана до Австралии. С созданием государства Израиль в него собрались изгнанники с четырех сторон света. Почти из всех стран мира приехали сюда евреи. И только из Саудовской Аравии не прибыло ни единого еврея, ибо 1400 лет назад еврейская община этой страны была уничтожена без остатка, и с тех пор евреи не возвращались туда. Еврейская община Северной Аравии – современной Саудовской Аравии – была одной из самых древних еврейских общин за пределами Земли Израиля. В 627 году Мухаммед, пророк ислама, уничтожил большую часть еврейской общины Аравии. Согласно мусульманской традиции, Мухаммед завещал, чтобы на Аравийском полуострове не было двух религий, и чтобы на этой территории остались только мусульмане. Второй халиф, Умар ибн Хаттаб, исполнил это завещание и в 636-637г.г. изгнал оставшихся евреев из Саудовской Аравии. Так эта община была стерта с лица земли. Из-за этих событий, а также из-за ненависти, которая существовала между мусульманами и евреями на заре ислама, не сохранилось никаких источников, которые описывали бы образ жизни евреев Аравии. Поэтому, если мы хотим узнать что-то об этой древней общине, мы вынуждены опираться на классические мусульманские источники. ...
Читать далее...
maket-(183)-1

Восхождение в Храм – в древности и сегодня

No Comments
     У широкой проселочной дороги, которая называется «Путь отцов» и соединяет поселения Неве-Даниэль и Алон-Швут в Гуш-Эционе, стоят руины просторного здания древней миквы. Они повествуют о тех днях, когда по этой дороге шли в Иерусалим толпы паломников. Отсутствие в ближайшей округе крупного населенного пункта, который мог бы объяснить построение такой большой миквы с двойной лестницей, ведущей к воде, свидетельствует об особом назначении этой миквы, располагавшейся в свое время на одном из центральных путей Иудеи. «Мишна рассказывает нам о ежегодном троекратном восхождении в Храм как о грандиозном проекте, организуемом общественными инстанциями, – говорит проф. Зеев Сифраи из университета Бар-Илан, единственный в мире исследователь, опубликовавший историческую монографию о восхождении в Иерусалим во времена Второго Храма. – В Мишне, в трактате Шкалим, 1:1, сказано: “Пятнадцатого адара читают Свиток Эстер в городах, чинят дороги, и улицы, и миквы. И заботятся обо всех общественных нуждах, и помечают могилы”. Тосефта к этому месту Мишны объясняет перечисленные действия как подготовку к восхождению в Иерусалим: “Это предназначено для паломников, чтобы все было готово в три праздника, когда совершают восхождение в Иерусалим”. Далее Тосефта повествует о посланниках Бейт-Дина, которые исполняют все вышеуказанные поручения. И все же многим казалось, что Мишна описывает желаемое, но не действительное, пока археологические раскопки не доказали, что все эти описания – истинная правда. Этот проект был тщательно продуман и хорошо организован». В древности самой трудной задачей было обеспечить водой и местами для ночлега всех паломников – и тех, кто уже добрался до Иерусалима, и тех, кто еще находился в пути. Если перевести это на современные понятия, то сегодня мы не нуждаемся в местах ночлега и резервуарах питьевой воды по пути в Иерусалим, однако возникают другие вопросы, такие как регулировка движения транспорта по направлению к городу или планировка города, которая позволила бы ему нормально функционировать как в праздники, так и в течение всего года. «Следует планировать Иерусалим в виде “аккордеона”, так, чтобы он мог расширяться и сужаться, – говорит Давид Брукнер, один из членов рабочей группы «Отстроенный Иерусалим», в которую входят мудрецы Торы и специалисты по градостроительству, поставившие перед собой задачу определить облик будущего Иерусалима, в чьем сердце будет стоять Храм. – Нельзя планировать город так, чтобы целые районы оставались пустовать после того, как паломники возвращаются домой. Мы знаем, какое запустение охватывает, к примеру, олимпийские деревни, которые не находят себе достойного применения после окончания Олимпиады. Но все же мы должны подготовить город к тому, что его население в праздники будет увеличиваться втрое или даже больше. Комплексным решением проблемы является как размещение гостей в домах местных жителей, так и сооружение больших кварталов легких разборных построек, в достаточной степени удаленных от города. Подходящими местами для этого являются, например, Эмек ѓа-Аразим (Кедровая долина) в западной части города, склоны горы Скопус в его восточной части, хребет Рамат Рахель на юге. Мы подыскиваем и дополнительные места». ...
Читать далее...
Недельная глава Толдот.Дилема – охотник или пастух?

Недельная глава Толдот.Дилема – охотник или пастух?

No Comments
  Наша недельная глава Толдот открывает эру великого противостояния двух личностей, которое впоследствии вылилось в противостояние двух народов, двух культур, двух стилей жизни. Речь идёт, как вы уже конечно догадались, о двух единоутробных братьях Эйсаве и Яакове, детях праотца Ицхака и праматери Ривки, да пребудет с ними мир. Их противоборство начинается уже в утробе матери. Согласно Мидрашу, который приводит РаШИ в своем комментарии, когда Ривка проходила мимо йешивы, где преподавали Шем и Эвер (именно они унаследовали от Ноаха веру в Единого Б-га и обучали ее заветам всех желающих, не ведя, впрочем, активной внешней просветительской работы), Яаков начинал беспокойно шевелиться внутри ее, словно желая бежать туда, чтобы изучать Тору. Когда же она проходила мимо языческих капищ, где приносили жертвы идолам, тут уже Эйсав порывался выскочить. Магараль задает здесь вопрос: ведь благое начало просыпается в человеке только после совершеннолетия, т.е. после 13-ти лет, а дурное начало – только с рождения. Соответственно, в эмбриональном периоде у ребенка нет ни того, ни другого! Так почему же имели место подобные поползновения со стороны нерожденных еще младенцев? Объяснение, которое приводит Магараль, просто и элегантно – хотя младенцы Яаков и Эйсав не имели пока сознательных устремлений, существо каждого из них ощущало сильное сродство – у одного со святостью, а у другого со скверной. Именно такого рода позыв пронизывал их, когда они находились на близком расстоянии от объектов, излучающих флюиды, соответствующие их глубинной сути. Ощущая беспокойство по поводу такого странного поведения плода, Ривка обратилась за разъяснениями к Шему, который был пророком и первосвященником Вс-вышнего, и в ответ получила пророчество, гласящее: «Два народа во чреве твоем, и две нации разойдутся из твоих внутренностей; и нация от нации будет укрепляться, и старший будет служить младшему» (Брейшит 25:23). Согласно пророческой традиции, нельзя передавать другим людям сведения, полученные в индивидуальном обращении Вс-вышнего к пророку, если на это не было соответствующего указания. Поэтому Ривка не сообщает ничего Ицхаку, и до самого момента получения Яаковом благословений не совсем честным способом, он уверен, что его страший сын Эйсав займет ведущую роль в процессе становления избранного народа. И лишь когда Яаков, получив благословения, уходит из шатра Ицхака, а Эйсав входит туда, не зная, что его опередили (братья разминулись на считанные мгновения!), - Ицхак осознает свое заблуждение и постфактум подтверждает благословения, данные им Яакову, притворившемуся Эйсавом: «И задрожал тогда Ицхак великой дрожью, и сказал: «Пусть тот, кто охотился за дичью, и принес мне (блюдо из нее), и я поел от всего, (что было принесено), прежде, чем пришел ты (Эйсав), и благословил его – да будет он также благословлен» (Брейшит 27:32). Но что же заставило Яакова, которого Тора называет совершенным, и который всю жизнь стремился к правде, в этом случае пойти на подлог? Прежде всего, приказ матери, Ривки, которая, в свою очередь, руководствовалась полученным пророчеством. Но не только это. И Ривка, и Яаков, хорошо знали природу и привычки Эйсава, который был «человеком, сведущим в охоте, человеком поля». В чем проблематика «человека охоты»? Почему следует отдать предпочтение Яакову, «человеку шатров», т.е. пастуху? Если взглянуть на эту проблему под глобальным социально-историческим углом, то можно легко увидеть, что развитие общества шло от потребительского отношения к природе к хозяйственному отношению. Охотник ничего не производит, не вкладывает свой труд в создание объекта потребления, а лишь выслеживает и ловит его. Он – хищник. Следующая ступень – пастух. Он уже заботится о стаде, охраняет его, способствует выживанию и размножению животных. Он все еще пассивен в своем труде, но уже может планировать. Следующий шаг – земледелец. Больше труда, больше инициативы, больше культуры. Общество становится более стабильным и культурным. ...
Читать далее...
Расписание молитв в Галицкой синагоге “Бейт Яаков” в Шабат, 29 Хешвана  5771 г. (5-6 ноября  2010 г.). Недельная глава “Толдот”

Расписание молитв в Галицкой синагоге “Бейт Яаков” в Шабат, 29 Хешвана 5771 г. (5-6 ноября 2010 г.). Недельная глава “Толдот”

No Comments
  Пятница, 5 ноября 10 г. (Шкия 16.28, Выход звезд 17.02) Зажигание  субботних свечей 16.09 ...
Читать далее...
yod

Недельная глава Толдот. Буква йод

No Comments
  Еще в утробе матери Эсав и Яаков вели борьбу за превосходство как в духовной сфере, так и на материальном уровне.  Пока человек не родился, его душе  открыта и суть вещей, и будущее. Свет души приходит в мир через буквы имени человека, являющиеся его каналами связи с высшим миром. И каждый из братьев пытался изменить качества души, отраженные в имени его противника. Как утверждает Аризаль, имя Эсав (עשו) изначально должно было звучать как Асуй (עשוי). И борьба шла за букву йод (י(, которая находилась в конце имени Эсава. Поскольку тело человека отражает духовные структуры, то можно утверждать, что буква йод на духовном уровне находилась под пяткой Эсава. ...
Читать далее...
Законопроект депутата от НДИ: флаги Израиля должны изготавливаться в Израиле

Законопроект депутата от НДИ: флаги Израиля должны изготавливаться в Израиле

No Comments
  Государственные флаги Израиля должны изготавливаться в Израиле - так гласит законопроект депутата Алекса Миллера (НДИ), одобренный правительством. Вчера правительство поддержало законопроект, выдвинутый депутатами Кнессета Алексом Миллером (НДИ),  и поддержанный парламентариями из других фракций. Речь идет о том, чтобы израильские флаги изготавливали на родине, а не за границей. ...
Читать далее...