dore-vaetze

Недельная глава Ваецэ. Кто они-ангелы?

November 11, 2010 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 «И вышел Яаков из Беэр Шевы, чтобы идти в Харан. И пришел на одно место, и заночевал там, потому что зашло солнце. И взял из камней того места, и положил себе в изголовье, и лег на том месте. И снилось ему: вот лестница, поставлена на земле, а вершина ее достигает небес. И вот ангелы Вс-сильного нисходят и восходят по ней» (Берешит, 28:11-12).

 

Все люди разные. Их отличают врожденные способности, которые могут быть использованы на благо. Но, кроме положительной составляющей, в каждом присутствует и отрицательная сторона, которая отражает все неисправленные ошибки предыдущих поколений.

Первым, кто изменил и себя и своих потомков не в лучшую сторону, был Адам. После него – Каин. А вслед за ним – поколение потопа и строители Вавилонской башни, часть из которых, согласно мидрашу, была наказана тем, что утратила человеческий облик.

Но врожденная испорченность людей может быть преодолена. Достаточно обратиться к Всевышнему – и все начнет меняться. Однако если человек тянется за своей испорченностью – решать проблемы придется следующим поколениям.

Кроме того, каждый человек является «продуктом того общества», в котором он рос и воспитывался: знакомился с верованиями и мировоззренческими позициями окружающих. Но правда только одна, и она заключена в Торе, дарованной сыновьям Израиля.

Люди других народов рождаются в среде, где господствует культура и вера, в основе которых лежат извращенные представления о мире и Б-ге. И в результате, не все люди оказываются равны, как «генетически», так и «идеологически». Однако того, кто придерживается подобных взглядов, часто называют расcистом. И в современном мире гораздо более популярны идеи равенства и толерантности по отношению ко всем людям, мнениям, религиям и обычаям. Но этот подход является еще одной попыткой переделать мир: сотворить его заново, добиться справедливости, которой, якобы, пренебрегает Всевышний.

Люди, рассуждающие подобным образом, постоянно сталкиваются с той же проблемой, что и Дон Кихот, который был закидан камнями теми же самыми преступниками, которых он только что освободил, разбив их цепи.

Наш праотец Яаков знал, что истина у него, и был готов бороться со всеми людьми и со всеми идеологиями. Он удостоился имени Исраэль, которое означает «тот, кто сражается на стороне Б-га». И ему было сказано: «Ты боролся с ангелами и с людьми – и победил». Он победил Эсава, собиравшегося убить его, он победил Лавана, жившего обманом и колдовством. Он победил сам себя – свое дурное начало. Ведь неслучайно сказано: «И остался Яаков один, и боролся с ним человек до утренней зари». Но если он остался один, то с кем же он боролся? Сам с собой, со своей темной стороной.

Сначала Яаков хотел отказаться от борьбы Мидраш рассказывает, что Яаков, убегая от Эсава, заночевал на том месте, где Авраам положил Ицхака на жертвенник, и где в будущем должен был быть построен Храм. Но он понял, что остановился на ночлег в святом месте, только после того, когда ночью ему приснилась лестница, соединяющая землю и небо, по которой поднимаются и спускаются ангелы.

Ангелы –идеи, которые дают силы народам мира, – поднимались на семьдесят ступеней и спускались вниз. Яакову была показана вся мировая история: расцвет и падение Египта, Ассирии, Вавилона, Персии, Греции, Рима, Германии и Советского Союза. И он понял, что все те страны, которые не попытаются честно понять, чего Всевышний хочет от человечества, и не сделают ту часть Торы, которая обязательна для всех людей, своим законом, ожидает падение. Но когда Всевышний обратился к нему и сказал: «Теперь поднимайся ты», Яаков отказался. Тогда один из ангелов пошел вверх, и Яаков не увидел, где он остановился. Он проснулся в ужасе.

В этот момент Яаков понял, что без борьбы с извращенными идеями и идеологиями его потомки не смогут ни выжить, ни исполнить свое предназначение.

Сыновья Израиля призваны бороться со своим дурным началом, изучая Тору, работая над собой. А государство Израиль призвано бороться не только с террором и с иранской угрозой, но и с идеологией, порождающей их. В этом нет ничего нового: всегда страна воюет не с отдельными группами и даже не с армией, а с идеями, и если бы были побеждены немцы, но не нацизм, Вторую мировую войну нельзя было бы счиать выигранной.

В современном мире Израиль обязан взять на себя роль Яакова: бороться с ангелами или, по крайней мере, оставаться выше их.