Вокруг общины

Вокруг общины

No Comments
Бурные процессы еврейского возрождения привели к появлению целого ряда общин в постсоветской диаспоре. В советский период существовали группы традиционных евреев, которым власти не позволяли стать общинами. Но большая часть местного еврейства была оторвана от общинного уклада. Произошел болезненный разрыв длиной в семь десятилетий. Не стоит, однако, думать, что сказанное относится только к бывшему СССР. В Америке не было ВЧК, Евсекции или Министерства просвещения. Но там также не все было стабильно и последовательно. Община впервые возникла как феномен еврейской истории во время вавилонского пленения. В условиях внешнего духовного давления община должна была служить защитой для единства еврейской диаспоры. В ее задачи входило сохранение еврейской традиции в безгосударственный период. Общины попали в трудную ситуацию полураспада в начале двадцатого века. Удивительным образом совпали по времени и характеру процессы, шедшие как в предреволюционной и затем Советской России, так и во вполне демократической Америке. О них написано неоднократно, и повторяться не стоит. К сожалению, как это часто бывало в еврейской истории, катализатором общинного возрождения стали трагические события, связанные с приходом к власти нацистов в Германии и ряде других стран, а затем - с Катастрофой. Выезд значительного числа религиозных авторитетов из Европы в Америку в тридцатые-сороковые годы привел к возобновлению нормальной работы общин за океаном. После создания Государства Израиль функции еврейской общины стали видоизменяться. Любопытно, что сионизм возник вне традиционного общинного механизма. И это в чем-то закономерно. Община была постоянно ориентирована на сохранение еврейства в диаспоре. Но в ее среде было трудно возникнуть формам радикального преобразования. Сказанное, однако, не означает, что сионизм противоречил общине. Национальное движение стало логическим продолжением борьбы за сохранение еврейства. Сегодня, перед общинами, к примеру, в Израиле возникают задачи вхождения в национально-государственный организм. В диаспоре, понятно, ситуация сложнее. Итак, главная функция любой общины - воспитание новых поколений в традиционном еврейском духе. Кроме воспитательно-образовательных функций, есть и другие. Община должна заботиться и о пожилых людях. Благотворительность всегда была неотъемлемой чертой традиционной еврейской жизни. И сегодня это получило свое продолжение в современных еврейских структурах. Традиции еврейской благотворительности настолько известны, что получили признание даже в нееврейских кругах. Община в ее классическом виде обладает определенной долей самостоятельности. Это касается в том числе и отношений между общиной и раввином. Обычно община сама приглашает раввина и старается принимать более активное участие в организации традиционной жизни. Ситуация, когда раввины сами берут под контроль пустующие синагоги и на их базе создают общины, совсем не соответствует общепринятой модели. Община - самостоятельный участник процесса. Недаром, по мнению многих историков, еврейские общины были <островками демократии> в темном океане европейского средневековья. Еще одна важная особенность жизни любой еврейской общины в ее лучшем виде - это самофинансирование. Как правило, сегодняшняя община в США состоит из работающих людей, вполне способных обеспечить постоянное изучение Торы и Талмуда теми, кто этого желает и обладает соответствующими способностями. Поэтому важный критерий для функционирования общины - добровольность (разумеется, в случае, когда мы говорим о взрослых людях). Осознание себя как полноправного члена общины, а не просто потребителя религиозных и иных услуг, жизненно необходимо. Когда община состоит из людей мотивированных, ей проще устоять перед вызовами сегодняшнего глобализированного мира с его <макдональдсами>, <фаст-фудами>, витринами и рекламными щитами. Говоря <община>, ранее мы подразумевали организацию закрытого типа. И это было понятно, поскольку исторические условия вынуждали еврейство именно к такому шагу. Сегодняшний мир по-демократичному обманчив. Чтобы не раствориться в <плавильном котле> глобализации и демократизации по рецептам Пентагона, Голливуда и Майкрософта, нужно быть внутренне свободной личностью. Осознавать свою принадлежность к древнему народу с глубокой духовной традицией, а не просто приходить в синагогу для получения бесплатного обеда. Эти вещи кажутся прописными истинами. Возникает вопрос: нужно ли к ним возвращаться? Думается, что нужно и необходимо. Именно потому, что сегодня еврейство диаспоры заинтересовано в дальнейшем развитии общин открытого типа. Это может показаться спорным, но нам кажется, что такие общины более устойчивы по отношению к проявлениям модернизации. Более закрытые общины, вне сомнения, монолитны. Но именно они стали испытывать проблемы в начале прошлого века. И как было написано чуть выше, только политические потрясения в мире дали новый толчок для развития закрытых ортодоксальных общин. Говоря о модернизации, в качестве примера можно привести отношение к Интернету. Люди, живущие в общине открытого типа, могут использовать это современное <оружие> массовой коммуникации. При этом они остаются традиционными евреями. Не факт, что такой же иммунитет может выработать община закрытого типа. Она, бесспорно, может искусственно отгородиться от <всемирной паутины> и телевидения. Но в то же время может оказаться беззащитной, если ее жители столкнутся с внешним миром. А столкновение это неминуемо. Неминуемо, даже если хочется этого избежать или отсрочить этот момент как можно дальше. Как говорится: <вооружен - тот, кто предупрежден>. Поднятые в этой заметке темы лишь поверхностно касаются комплекса проблем, возникающих вокруг места и роли еврейской общины в сегодняшнем мире, в Израиле и в диаспоре. Будет интересно, если дискуссия продолжится. Автор благодарит рава Зеева Мешкова за оказанное содействие при подготовке этой статьи Ури Корогодский, сотрудник Института иудаики ...
Читать далее...
Путь домой длиною в сорок восемь лет

Путь домой длиною в сорок восемь лет

No Comments
Бендеры их юности ...
Читать далее...
Сегодня в Кнессете голосование о проведении референдума

Сегодня в Кнессете голосование о проведении референдума

No Comments
Сегодня Кнессет будет решать, проводить или нет референдум по вопросу о размежевании. Напомним, что законопроект о референдуме был одобрен юридической комиссией 23 марта. Целью данного референдума является воспрепятствовать планам Шарона, направленным на ликвидацию еврейских поселений в Газе и Северной Самарии. Предварительная расстановка сил следующая: поддерживают позицию Шарона и будут голосовать против референдума 65 депутатов; за проведение референдума будут голосовать 39. Для окончательного решения вопроса по референдуму Шарону не хватает 6-8 голосов. Необходимо заметить, что не все так однозначно в лагере противников размежевания. С точки зрения Галахи(еврейских религиозных законов) нельзя решать подобный вопрос на референдуме. Поэтому перед религиозными депутатами стоит проблема достижения религиозных целей светскими методами. По этой причине партия ШАС, возглавляемая равом Овадией Йосефом, собирается голосовать против проведения референдума. Лидер движения религиозного сионизма рав Авраам Шапиро сказал, что даже если большинство населения проголосует за отступление из сектора Газы, ликвидация еврейских поселений в Эрец-Исраэль все равно будет противоречить Галахе. ...
Читать далее...
Противники размежевания протестуют у здания Кнессета

Противники размежевания протестуют у здания Кнессета

No Comments
Сегодня противники размежевания начинают 36-ти часовую акцию протеста у здания израильского парламента. Протестующие высказываются против "плана размежевания" и насильственного трансфера евреев из своих домов. Акция проводиться под девизом "Вернитесь к народу и предотвратите раскол нации". В 14 часов манифестанты окружат здание Кнессета живым кольцом. Напомним, что в это время в израильском парламенте будет проходить голосование по законопроекту о проведения референдума о размежевании. ...
Читать далее...
991

В столице Шушан

No Comments
   "Спешно отправились гонцы по слову царскому, и объявлен был указ этот в столице Шушан, и царь с Аманом сели пить, а город Шушан был в смятении" (Мегилат Эстер, 3:15).      Когда стало известно о жестоком царском указе, уныние охватило всех евреев, находившихся в городе. На протяжении 2000 тысяч лет изгнания мы молились, мечтали и надеялись вернуться в Эрец Исраэль и в Йерушалаим, мы стремились восстановить былое величие нашего народа, который с древних времен привык быть самостоятельным и самоотверженно отстаивать свою свободу - не только государственную независимость, но и духовные ценности и особый образ жизни, присущий нам.   Именно наша вера, Тора и традиция постоянно давали нам силы и продолжают поддерживать и защищать нас сегодня И вот теперь, когда мы удостоились увидеть начало исполнения нашей мечты, нам ни в коем случае нельзя отказаться от тех немногих законов, которые призваны по крайней мере, напоминать о том, что мы пришли на эту Землю не как самозванцы, а как продолжатели древней традиции. ...
Читать далее...
992

Что произошло в Персии в 370 году до н.э?

No Comments
     Все события, описанные в Мегилат Эстер разворачивались по воле Всевышнего. И если правителям-неевреям было позволено составить план уничтожения всех сынов Израиля и распланировать его приведение в действие, то это, само по себе означает, что гнев Всевышнего был страшен. Только любовь к своим сыновьям остановила его.   Из-за чего разгорелся этот гнев? Ели некашерное, не соблюдали субботу? Напротив, Мегилат Эстер рассказывает о евреях придерживавшихся законов Торы и готовых отдать за них жизнь: «...есть один народ рассеянный среди народов и обособленный (от них) и законы у него иные, чем у всех народов, а законов царя они не выполняют...» Эстер (3:8). ...
Читать далее...
Потоки света раскаяния (Глава 5)

Потоки света раскаяния (Глава 5)

No Comments
Раскаяние и стремление к Б-гу - самые здоровые чувства души. Здоровая душа в здоровом теле обязательно должна прийти к ощущению великого счастья, которое черпает свои силы в раскаянии и возвращении к Б-гу. И в раскаянии и возвращении к Б-гу душа находит самое естественное для нее удовольствие, выше которого для нее нет ничего. Выбрасывание наружу вредных веществ оказывает свое положительное влияние, оздоровляющее тело, которое само по себе совершенно. То же самое справедливо и для души. А когда проявляются здоровые духовные основы, обязательно наступает духовное освобождение от всех дурных поступков и всех отрицательных и искаженных отображений в душе, оставленных ими в ней; достигается освобождение от всех дурных мыслей и всего того, что далеко от сущности Б-жественного света, излучаемого высшим миром. И дурные действия и отпечаток, оставленный ими в душе, всегда являются корнем всего плохого, грубого и безобразного. И с устранением дурного в глубине души открываются миры, полные высшей чистоты. Сила их раскрытия пропорциональна степени испорченности каждого безобразного элемента, который устраняется из души человека. Любое устранение греха подобно устранению перегородки, не позволяющей здоровому глазу видеть. И тогда открывается полный горизонт, открывается свет всего пространства неба и земли и свет всего того, что наполняет их. Мир неизбежно придет к полному раскаянию и приближению к Б-гу. Мир - это не то, что может пребывать в одном состоянии. Он постоянно находится в развитии. И полное и истинное раскрытие его потенциалов обязательно должно привести его к завершенности и совершенству как в материальном, так и в духовном плане. Совершенство мира принесет с собой свет жизни, неразрывно связанной с раскаянием и стремлением к Б-гу. Дух раскаяния и стремления к Б-гу трепещет в мире, и он придает ему основной его характер, и порождает стремление к развитию, придает ему благоухание, делает его утонченным и сообщает ему все его способности, силы, красоту и блеск. Упрямство подталкивает человека придерживаться всегда одного и того же неизменного мнения и опираться на него и на грехи, тщетные и пустые по своей природе, которые стали для него привычными. И это упрямство распространяется как на дела (которые человек не хочет оставить), так и на (неправильные) мнения (которых он придерживается). Такое упрямство является болезнью, возникающей из-за полной порабощенности человека, не позволяющей свету свободы, берущему свои силы в раскаянии и возвращении к Б-гу, светить с полной силой. Свет свободы черпает силы в раскаянии и возвращении к Б-гу, потому что раскаяние и возвращение к Б-гу - это стремление человека к настоящей свободе, свободе Б-жественной, которая отрицает любое порабощение. Если человек не будет размышлять о раскаянии и возвращении к Б-гу, он никогда не сможет найти покоя и духовная сторона жизни не сможет развиваться в мире. Заложенное в человеке чувство нравственности заставляет его стремиться к справедливости, благу и совершенству. Но совершенство нравственного плана очень далеко от человека, и ему очень трудно претворить его в жизнь. Как же он может стремиться к тому, что недостижимо для него? Если человек всегда оступается и не в состоянии добраться до совершенства в нравственном плане, это не делает его ущербным. Главное для него - стремление к совершенству. И это желание достичь совершенства - основа расскаяния и стремления вернуться к Б-гу, которые всегда преодолевают препятствия, создаваемые жизнью. И само стремление человека достичь совершенства, раскаявшись и вернувшись к Б-гу, делает его совершенным. ТРИНАДЦАТЬ ПРИНЦИПОВ МИЛОСТИ Мидраш Шмот Раба рассказывает, что, когда после греха золотого тельца Моше настаивал на том, чтобы Вс-вышний Сам научил, как просить прощение перед Его лицом, Тв-рец произнес 13 имен, упоминание которых любым евреем не может остаться без ответа: "Ад-най, Ад-най, Б-г Милостивый и Милосердный, Долготерпеливый и Великий в милости, Истинный, Хранящий милость для тысяч поколений, Прощающий злой умысел, и преступление, и грех, Очищающий (тех, кто раскаивается), и Не очищающий (тех, кто продолжает творить дурные дела)". Перед тем, как произнести эти имена, Вс-вышний завернулся в талит. Что это значит? Рассказ о сотворении мира начинается с того, что Вс-вышний завернулся в талит - скрыл Свой свет за одеждами, имя которым - материя. Желая показать Свое безграничное милосердие Вс-вышний сделал то же самое - завернулся в талит. Это означает, что когда взывают к мере милости, Вс-вышний начинает творение заново, чтобы убрать последствия всего дурного и сделать весь мир таким, как будто в нем не было греха, за который человек искренне просит прощения. ...
Читать далее...
995

Недельная глава Цав. От коэнов до хасидов

No Comments
  "И говорил Всевышний Моше, и так сказал: "Прикажи Аарону и сыновьям его и так скажи: "Вот закон жертвы всесожжения (буквально: "Вот Тора жертвы всесожжения"): эта жертва всесожжения на костре, на жертвеннике, всю ночь до утра, и огонь жертвенника пусть горит на нем". Жертва всесожжения, которая полностью сжигается на костре жертвенника, приносится как искупление за дурные желания, родившиеся в сердце человека. Это видно из книги Иова: "...и вставал рано утром, и приносил всесожжения по числу их, своих сыновей, ибо говорил Иов: "Быть может, согрешили сыновья мои и хулили Б-га в сердце своем" (1:5). ...
Читать далее...
Конференция “Лиги арабских стран” поет “шма Исраэль”

Конференция “Лиги арабских стран” поет “шма Исраэль”

No Comments
По сообщению Интернет агентства "Гоменташи" сегодня состоялась экстренная конференция лиги арабских стран. На повестку дня была вынесена резолюция о признание государство Израиля и его право на территорию, обещанную Вс-вышним Аврааму (от Нила до Эфрата). После единогласного принятия резолюции все участники конференции пели "шма Исраэль". "Данное событие нашло широкую поддержку в слоях арабского населения планеты. Так, например, жители Азы в полном составе решили покинуть свои дома, предварительно передав их израильской стороне, и переехать добровольно на ПМЖ в Египет. При этом они отказались от каких-то компенсаций со стороны Израиля. Материал публикуется агентством "Пуримшпиль" на правах рекламы ...
Читать далее...
Сегодня вечером начинается Пурим

Сегодня вечером начинается Пурим

No Comments
Сегодня вечером с выходом звезд начнется самый, пожалуй, веселый еврейский праздник - Пурим. Праздник Пурим был учрежден мудрецами в честь событий, произошедших с евреями в персидской империи в 354 году до н.э. Тогда евреи смогли избежать нависшей над ними опасности полного истребления и нанести сокрушительное поражение своим ненавистникам. Основные исторические герои тех событий - царица Эстер, Мордехай, злобный Аман и царь Ахашверош. Главными атрибутами праздника являются карнавалы, розыгрыши, веселые спектакли - Пуримшпили. В этот праздник читают свиток Эстер – книгу Танаха, повествующую об Эстер и Мордехае. Заповеди Пурима – чтение свитка, подарки бедным, посылать угощения друзьям. Кроме того, в Пурим принято напиваться до опьянения. Предваряет праздник пост Эстер, который начался сегодня утром, и будет продолжаться до выхода звезд. ...
Читать далее...