818

Откуда в Эфиопии евреи

September 18, 2004 Автор: Моше Бар Йегуда - No Comments

 Происхождение эфиопских евреев покрыто туманом. Их старейшины рассказывают, что еще после разрушения Первого Храма их предки жили в Земле Израиля и не были уведены в изгнание. После убийства Гедальи бен Ахикама они бежали из страны и поселились в Верхнем Египте. В одной из войн, которые вел царь Птолемей, они присоединились к врагам Египта, и после поражения бежали вниз по течению Нила, но, будучи снова атакованы, продолжали отступление по одному из ответвлений Нила, пока не попали в Кораа, что в Хабаше, западнее озера Тана.

  Понятно, что нет никакой возможности проверить истинность этой истории. У эфиопских евреев нет ни одной книги на иврите, не существует ни одного предания о том, как они жили в Йерушалаиме, в Египте или на протяжении отрезка времени, предшествовавшего их появлению в Хабаше. Сами они утверждают, что принесли с собой книги Торы и другие книги на иврите, но часть из них была уничтожена в результате войн, которые они вели в Хабаше, а часть была спрятана в горах, и точное место тайника неизвестно. Нельзя также забывать, что согласно преданиям эфиопских евреев в Хабаш пришли воины, то есть, мужчины, которые позже, в тот или иной момент, взяли в жены местных женщин.

  Известно, что Кораа всегда был центром фалашей. Даже сегодня многие из них проживают в этой области, вокруг озера Тана. Разговорный язык местного населения стал языком общения эфиопских евреев. В более поздние времена фалаши перекочевали в область Гарасаман и там получили автономию под властью императора Хабаша (Эфиопии). Они были участниками многих войн (в основном, религиозных) и потому известны как смелые и могучие воины.

  Царица Йеудит, правившая фалашами в IX в.н.э., подняла их на восстание против императора Эфиопии, которое закончилось захватом власти в государстве. Она также захватила святой для христиан город Аксум со всеми его многочисленными церквями. Она была известна своим ревностным отношением к религии и до сих пор упоминается среди хабашей как "Асагату" ("пылающий огонь"). По некоторым данным, Йеудит правила Хабашем (Эфиопией) сорок лет.

  После ее смерти на трон взошла ее дочь – Йеудит II. Обе царицы все время вели непрерывные войны и насильно обращали в свою религию побежденных. После них правил Марери (о происхождении которого не сохранилось никаких сведений). Известно, что император Эфиопии, находившийся в изгнании в Шуа, собрал войско и отвоевал трон из его рук. Небольшое царство фалашей просуществовало как независимое государство до XIV в.н.э. Последующие 300 лет стали для фалашей столетиями преследований, пик которых пришелся на XVII в.н.э. К этому моменту государство фалашей пришло в упадок и начался демографический кризис.

   Согласно одному из эфиопских преданий, царица Шва родила сына от царя Шломо, и этот сын воспитывался в Йерушалаиме. После того, как он отказался воцариться в Йерушалаиме, был коронован своим отцом на царство в Эфиопии.

  Из еще одного предания хабашей мы узнаем, что они потомки многочисленных рабов и рабынь, подаренных царем Шломо своему сыну, и до принятия христианства в III в.н.э. были приверженцами религии Моше. До сегодняшнего дня императором Хабаша (Эфиопии) может стать только тот, кто сможет доказать, что его родословная восходит к сыну царицы Шва и Шломо – т.е., что он из дома Давида. Кстати, титул императора Эфиопии до сегодняшнего дня – "Гур Арье Йеуда".

   Вне всяких сомнений, во времена царя Шломо существовали торговые связи между царством Исраэль и Эфиопией. По некоторым мнениям, именно туда царь Шломо отправлял своих купцов для закупки золота, и очень вероятно, что часть из них, поселившись в этих местах, продолжала придерживаться устоев своей религии и оказала влияние на коренное население. Вероятно, что они и есть далекие предки фалашей. Если все это так, то купцы из Эрец Исраэль, скорее всего, вначале поселились на приморских территориях, а потом по разным причинам переселились в район озера Тана.

   Согласно другому мнению, фалаши – это потомки йеменских евреев, переселившихся в Эфиопию в тот период, когда Йемен был завоеван Эфиопией. Но существует и мнение, что фалаши по своему этническому происхождению евреями не являются вообще и на каком-то этапе приняли иудаизм.

    В любом случае, даже если первые поселенцы и были евреями, они смешались с местным населением. Это видно из абсолютного внешнего сходства между фалашами и эфиопами.
   Надо отметить, что фалаши ревностно и самоотверженно соблюдают заповеди Торы, закрепленные в их традиции. Из многих преданий фалашей мы узнаем о людях, которые предпочли умереть, но не изменить своей религии, и эти предания полны восхищения этими отважными людьми.

Перевод и редакция: Алон Лембрицкий, Йосеф-Исраэль Эйден
по материалам сайта


Деревня фалаша