455157433

От ячменя к пшеничным хлебам

April 15, 2004 Автор: рав Зеев Султанович - No Comments

Нетрудно заметить, что в еврейском календаре цикл раскрытия духовных сил человека и природный цикл неразрывно связаны друг с другом – так что каждый из них служит своеобразной иллюстрацией другого. В начале периода, связанного с духовным созреванием и преобразованием еврейского народа, срезают еще зеленые всходы ячменя, а в его конце – в праздничный 50-й день – приносят в жертву два пшеничных хлеба. Трактат Сота (9а) называет пшеницу пищей человека, а ячмень – пищей животных. Таким образом, переходный характер времени между праздником исхода и днем дарования Торы определяется как постепенный отказ от корма, предназначенного для скота, и замена его хлебом, выпеченным специально для людей.Мудрецы Торы (в трактате Брахот) указывают на особые свойства пшеницы – с ней связано рождение человеческого сознания: "Ребенок не может – осмысленно произнести "папа" и "мама", пока он не отведает пшеницы"* (40а).

—————————–

 

* Возможно, речь идет не о том, что употребление в пищу изделий из пшеничной муки в раннем возрасте развивает сознание человека, а лишь о том, что ребенок начинает понимать происходящее вокруг него и устанавливать отношения с людьми начиная с того возраста, когда хлеб становится одной из основных составляющих его рациона. Но это не меняет сути высказывания – мудрецы связывают начало умственного развития и понимание окружающего мира с едой хлеба.

 

 

 

Рабби Йе’уда считает, что это свойство пшеницы объясняется ее сходством с деревом познания добра и зла, произраставшим в саду Эден (Брахот, 40а). Человек создан по образу Тв-рца, т.е. он способен осознать Б-жественный замысел и приложить усилия для его осуществления. (Рамбам, Море Невухим). Животные не несут в себе даже намека на подобие высокой духовности. В случае сопоставления ячменя и пшеницы Тора исходит из общего положения: все, что близко к человеку, отражает стремление к высокой духовности, а все, что ближе к животным и животному миру, отражает отсутствие определенной цели, а следовательно, и подобия Тв-рцу. Подобие Тв-рцу, заложенное в сынах Израиля, проявляется прежде всего через раскрытие творческих потенциалов. Однако этот процесс развития не является постоянным поступательным движением – довольно часто мыслительная и созидательная деятельность натыкаются на непреодолимое препятствие.

 

И тогда происходит чудо – Тв-рец протягивает руку помощи: как будто кто-то поднимает человека на принципиально иную более высокую ступень. Б-жественная помощь принимает разные формы: она может войти в мир как неожиданная мысль или как невероятное стечение благоприятных обстоятельств. Подобные процессы происходят не только с отдельными людьми, но и со всем еврейским народом.

 

Всякий раз, когда Вс-вышний, не рассчитывая на силы человека, берет бразды правления в Свои руки, ведомый уподобляется животному, взятому под узды или погоняемому возницей. Когда же людям предоставляется возможность действовать самостоятельно и реализовывать потенциалы, дарованные в момент выхода на новый уровень, в них проявляется подобие Тв-рцу или, иными словами, раскрывается человеческий облик. Из чередования периодов полной зависимости и самостоятельности складывается жизнь, а история еврейского народа похожа на путь отца, держащего сына за руку: отец хочет научить сына преодолевать препятствия самостоятельно и постепенно отпускает руку. Тем временем сын подрастает и все больше становится похож на отца. Если расшифровать образы Торы, раскрывающие особенность временного периода между праздниками Песах и Шавуот как переход от ячменя (жертвы омер) к пшенице (жертвы из двух хлебов), то станет ясно, что для этого времени характерно постепенное обретение самостоятельности: от момента исхода, когда еврейский народ проявил желание повсюду идти за Тв-рцом, и до обретения свободы в день дарования Торы (цель которой – разъяснить отдельному человеку и народу в целом, как самостоятельно передвигаться по жизни). От горы Синай еврейский народ должен был сразу же направиться в сторону Земли Израиля. Пересечение ее границ ознаменовало бы смену эпох: окончание следование за Тв-рцом должно было смениться самостоятельным воплощением Учения в жизнь. Но из-за двух грехов: золотого тельца и отказа войти в землю – дорога, а вместе с ней и время взросления растянулись на сорок лет, на протяжении которых еврейский народ следовал за Тв-рцом. Тора свидетельствует, что периода зрелости сыны Израиля достигают лишь в тот момент, когда они готовятся перейти Иордан: "Но не дал вам Б-г сердца, чтобы осознать, и глаз, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать, до сего дня. А Я водил вас сорок лет по пустыне: не ветшала одежда ваша, и обувь не ветшала на ноге твоей. Хлеба вы не ели и вина и крепких напитков не пили, дабы вы знали, что Я Б-г Вс-сильный ваш" (Дварим, 29:3-5). Вс-вышний как бы хочет сказать сынам Израиля: "Только теперь, когда вы знаете, что через короткое время ман перестанет падать с небес и нужно будет добывать пропитание от земли, возделанной ваши руками, когда придется обеспечивать себя одеждой и жильем, вы начинаете понимать, что такое Тора как учение, призванное сформировать человека не с помощью Б-жественное откровение и созерцания мира ангелов, а через напряжение всех сил в условиях свободы выбора и ответственности за принятие собственного решения". Суть Торы может понять только народ, готовящийся перейти через Иордан. Переход в новое состояние – самостоятельное построение жизни по Торе – соответствует обретению облика взрослого сознательного человека и уходу от образа ребенка или животных, направляемых чьей-то рукой.