Лех Леха… Иди к себе. Из страны, где ты жил, прочь от всего, что у тебя было раньше – в ту Землю, которую укажет тебе Творец…
Есть удивительная деталь в истории исхода Авраама. В конце главы «Ноах» написано, что Терах взял своего сына Авраама, племянника Лота и жену Авраама – Сару – чтобы идти с ними из Ура Хасдейского в Землю Кнаан (то есть в Эрец Исраэль). А в начале следующей главы «Лех Леха» Авраам удостаивается откровения свыше… и получает заповедь идти в ту же самую Землю! Выходит, что Б-г заповедал Аврааму сделать то, что он и так собирался делать. Да еще и наградил за выполнение заповеди, отдав эту землю в вечное владение его потомкам. Да еще и засчитал исполнение этой заповеди за испытание, выдержанное с честью, как учат наши Мудрецы…
Почему в Землю Кнаан? Кто был инициатором «переезда» из Ура Халдейского – Авраам или его отец Терах? Согласно Мидрашу, в Уре праотец Авраам вел себя неподобающим для приличного идолопоклонника образом. Не по-урски. Искал истину, смеялся над идолами, говорил о едином Б-ге, был брошен в печь – и не сгорел, так сильна была его вера. До всех откровений и пророчеств, на основании здравого смысла и божественной искры, горящей в душе. Так что неудивительно, что семье пришлось менять место жительства…
Но почему, все-таки, именно в эту землю – Землю Кнаан? Комментарий Сфорно отвечает просто: «Земля эта была лучшей и желанной из всех земель, так как воды Потопа не коснулись ее». Это объяснение, сельскохозяйственное, подходит для Тераха, но вряд ли для Авраама. Логично, однако, предположить, что Земля Кнаан в качестве цели путешествия была выбрана все-таки Авраамом – ведь и из Ура семье пришлось бежать из-за него. Кроме того, мы видим, что Терах с радостью задержался на неопределенный срок в Харане, где жили его родные и близкие. Пишет Рамбан: «И пошли в Землю Кнаан, и пришли в Харан – где изначально жили их семьи и предки, и поселились с ними, и задержались надолго. И там [в Харане] получил Авраам заповедь – сделать то, что было у него на уме: пойти в Землю Кнаан. И оставил он отца своего, и тот умер в Харане, в земле своей. Он же пошел с женой своей и племянником Лотом в Землю Кнаан».
Итак, Авраам ушел из Харана до смерти отца – когда Всевышний сказал ему: «Уходи из дома отца твоего». Творец повелел Аврааму идти туда, куда влекло его сердце.
Но что же влекло сердце Авраама в Землю Израиля? Быть может, он знал, что там живут Шем и Эвер – единственные в ту эпоху мудрецы и праведники, у которых можно было научиться истине. Или, быть может, до него дошла древняя традиция, говорившая, что где-то в этой Земле есть гора, с которой был взят прах при сотворении первых людей, – гора, где в будущем суждено свершиться великим чудесам…
Можно выдвинуть немало версий, но факт остается фактом. Только когда Авраам услышал повеление Б-га, уход в Землю Израиля приобрел статус заповеди.
Деяния отцов – знак для сыновей. С того дня, как вся Земля Израиля была обещана Б-гом Аврааму и его потомкам, заповедь «Иди к себе, в свою Землю» обращена к каждому из нас. Невозможно понять, что такое Земля Израиля, пока не придешь в нее. Ведь и Аврааму было сказано Б-гом идти «в землю, которую покажу тебе». Ибо пока сам не увидишь – невозможно объяснить.
У многих из нас на пути случается остановка в Харане, там, где уже вроде и часть семьи живет. В Вене, с пересадкой в Нью-Йорк вместо Тель-Авива, или где-нибудь в Торонто; в Москве, Киеве, а то и в Дюссельдорфе. И каждый говорит себе: вообще-то я в пути в Эрец Исраэль, но сейчас как-то не с руки, поживу-ка в Харане годик-другой. А Творец уже без малого четыре тысячи лет говорит нам: «Идите к себе…»