brodbeker14

“Осенний марафон” в Галицкой синагоге

November 20, 2008 Автор: Галит Галина Лебединская - No Comments
16 ноября, в зале синагоги, состоялся первый подобный семинар нового учебного года. В нем приняли участие еврейские ученые, религиозные и общественные деятели, среди которых были: глава раввинского суда Украины рав Йосеф Бродбекер, филолог и литературовед д-р Зоя Копельман, раввин Галицкой синагоги Нетанель Бунимович и известный политолог и обозреватель Элиезер Шаргородский. Тематика семинара подбиралась с учетом пожеланий и интересов киевлян, которые посещают Галицкую синагогу и на протяжение многих лет обогащают здесь свои знания в области еврейской традиции и культуры.
Как сказал рав Нетанель, подобные семинары не должны быть частыми, так как глубокое изучение освещаемых тем требует серьезной подготовки.
 
Рав Нетанель Бунимович дал лекцию о еврейской семье на примере историй из Торы.
 
   – К сожалению, институт брака в секулярном мире рухнул, более 60% браков распадаются. В Израиле эта цифра значительно ниже, но тем не менее беспокоит, – говорит рав Нетанель. – Чтобы понимать, что такое классическая еврейская семья, надо знать, чего хотел Всевышний, когда создавал человека, Адама, по образу и подобию своему – говорит рав Нетанель. – По еврейской традиции, мужчина и женщина как личности не рассматриваются в отдельности. Только вместе, составляя единое целое, они могут называться человеком. Несмотря на то, что еврейская традиция брака, его красота были подвергнуты поруганию, особенно во времена советские, большинству еврейских семей удалось уберечь семейные отношения и сохранить их истинно еврейскими. Люди пытались строить семью еврейскую, а, следовательно, гармоничную, в которой, согласно заповеди „плодитесь и размножайтесь”, должно быть много детей, где есть глубочайшее уважение к женщине, независимо от того ужаса, который царил в обществе.
 
По мнению рава Натанеля, сегодняшний парадокс состоит не только в откате от традиции. Причин разрушения семьи здесь гораздо больше, но главная заключается в том, что евреи слишком уж хотели быть такими, как все, и это у многих из них, увы, получилось.
Вернуть еврейскую семью, сделать ее гармоничной – задача перед народом не на один год. И особенно трудно она решается в Галуте. Тем не менее, эта задача вполне под силу тем, кто хочет жить по еврейским законам.
    К слову сказать, в ближайшее время в „Мидраше Ционит” начнет работать еврейский женский клуб, в котором все встречи будут посвящены вопросам семьи, воспитания детей и другим вопросам, интересующим еврейских  женщин.
 
   Третьим лектором на осеннем ”еврейском марафоне” выступила долгожданная и всеми любимая Зоя Копельман. Ее блистательные лекции, пропитанные глубокими знаниями и одновременно полные мягкого еврейского юмора, были посвящены ивритской литературе. Зоя Копельман всегда читает лекции словно нараспев, ее слушать легко и сложно одновременно, поскольку каждая тема многогранна, содержит множество слоев, ее личных наблюдений и прогнозов.
 
   – К сожалению, – говорит Зоя, – в силу особенностей моего характера я смотрю на жизнь в Израиле и на саму перспективу государства порой пессимистически. Но когда мне приходится наблюдать за читающими книжки молодыми людьми, которые трясутся в автобусах, солдатами, которые читают, облокотившись на приклады автоматов, то я понимаю, что мы живем в прекрасной стране. У нас – читают! Возвращение интереса к книге, популярность книги сегодня основывается на пробудившемся глубоком духовном интересе израильтян к печатному слову. Книга в Израиле – это инструмент общения, обогащения, умения проникать в миры друг друга, понимать их и находить точки соприкосновения друг с другом, – говорит Зоя Копельман.
   Послушать лекцию Зои Копельман – настоящее наслаждение. Почти два часа ее рассказа были посвящены метаморфозам ивритской литературы, ее специфике, нюансам. Для примера израильский лектор выбрала проникновенный рассказ Йеудит Хендель "Яблоки в меду".
 
Завершал „Еврейский марафон” Элиэзер Шаргородский. Вместе с ним присутствующие учили отрывок из книги рава Кука «Орот» («Огни»), стараясь посмотреть на современную израильскую действительность в свете учения Рава. Рав Кук описывает действительность, где в силу погружения в суету мелких повседневных дел, многие начинают соответственно – «по-мелкому» – воспринимать возвышенные идеалы и извращать их воплощение в реальности. Такое происходит, например, когда высоко мотивированных и прекрасно подготовленных солдат ЦАХАЛа посылают не осуществлять идеалы обороны народа Израиля и борьбы против мирового зла, окружающего страну, а разрушать одинокий караван с еврейской семьей на одном из холмов Самарии. Иными словами, отдаление от идеалов приводит к убогости действий. Вслед за этим сами возвышенные идеалы отдаляются от реальности, и духовность начинает восприниматься как убежище от материальной, политической действительности, а не как средство к исправлению последней – в чем есть истинное призвание иудаизма. Соответственно, люди дела испытывают презрение к делам духа в силу их оторванности от конкретики. Рецепт, предлагаемый равом Куком, по словам Э. Шаргородского, очень прост: с одной стороны, ни в коем случае не разочаровываться в действительности (армия, поселенчество, политика, образование и т. д.), а с другой, раскрыть глубинный духовный смысл действительности, раскрыть Божественное значение возрождения народа Израиля на своей Земле. Примеры этому подходу мы видим в десятках йешив, занимающихся подготвкой к армии, в результате которых половину выпускников последних курсов боевых офицеров составляли религиозные сионисты. Этот подход был также взят на вооружение в ходе пиар-кампании Иудеи и Самарии, недавно проведенной по всей стране. В отличии от предыдущих кампаний подобного толка, когда жителей страны запугивали доводами вроде того, что «уступки в Иудее и Самарии приведут к падению ракет на Тель-Авив» (что верно, но мало кого убеждает), в нынешней преобладал совершенно иной тон: «Иудея и Самария – это история каждого еврея», на фоне соответствующих пейзажей и фотографий детей, переодетых в Авраама, Рахель, царя Давида и т.д. Обратившись к «а идише харц» – "горячему еврейскому сердцу" каждого еврея, кампания добилась значительного успеха. Наши идеалы дают жизнь нашей действительности, а распространяются они только посредством любви и за счет высокой меры доверия к «еврейскому сердцу» нашего народа.                                                                                         

Рав Нетанель Бунимович
Зоя Копельман