Ортодоксальная модернизация иудаизма в свете учения рава Кука

Ортодоксальная модернизация иудаизма в свете учения рава Кука

February 21, 2007 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

Пинхас Полонский

В Киеве, в образовательном центре <Мидраша Ционит>, состоялась долгожданная презентация книги д-ра Пинхаса Полонского <Рав Кук – Каббала и новый этап в развитии иудаизма>. Составитель книги Пинхас Полонский – известный преподаватель и лектор, один из основателей образовательного центра <Маханаим>. Всестороннюю поддержку изданию книги оказывал Российский еврейский конгресс. Встреча с аудиторией превратилась в блистательную лекцию, перешедшую затем в дискуссию о новых тенденциях в иудаизме. Синтез ортодоксальности и модернизации – возможен ли он в религии? Может ли быть полностью верным традиции и всем религиозным нормам и принципам еврей, оставаясь при этом современным человеком? Как происходит живой диалог человека с Б-гом на фоне стремительных процессов, происходящих в современном мире? Именно на эти вопросы попытался ответить д-р Полонский в своей двухчасовой беседе с аудиторией. Как известно, рава Кука отличала глубочайшая ученость, галахический авторитет и умение решать сложные проблемы, связанные с реализацией еврейского закона. Он был харизматичной личностью и умел не только передавать свою веру и знания окружавшим его религиозным людям, но и понимать и принимать евреев, далеких от Торы. Центральным качеством, присущим рав Куку, было стремление к истине, а истина не дает покоя тем, кто ищет ее… <До тех пор, пока ортодоксальный иудаизм настойчиво отвергает изучение Каббалы, держится только за Вавилонский Талмуд и защищает свое традиционное воспитание, не раскрывается истинный смысл жизни. В этом случае Тора не способствует достижению цели во всех поколениях, и особенно в нашем>, – писал рав Кук. Ортодоксальная модернизация, по мнению рава Кука, не заключается, не дай Б-г, в том, что какие-то заповеди пересматриваются. Все с точки зрения Галахи и закона сохраняется, но при этом иудаизм модернизируется. Каждое наше решение, любой наш поступок как индивидуумов и как народа является тем словом, которое мы хотим сказать Б-гу. А все, что с нами случается, – это ответ Б-га нам, его стремление дать нам понять что-то новое и важное. Б-г открывается Человеку не только в Книге или в пророчествах, но и во всем ходе жизни – как в перипетиях индивидуальной жизни, так и в ходе национальной истории и в ходе развития человечества в целом. Рав Кук много пишет о концепции общенационального диалога с Б-гом. Вопрос о синтезе иудаизма с универсальными общечеловеческими ценностями – один из наиболее значимых вопросов сегодня. Этот синтез способен наиболее полно раскрыть суть иудаизма. Ядро монотеизма – это личность, потому что Б-г создал человека по своему образу и подобию. В процессе жизни мы ведем диалог с Б-гом, и рано или поздно нам открывается на этом пути Б-жественный свет. Мир изначально холоден к человеку, если человек является идолопоклонником. Но когда человек исповедует монотеизм, то мир кардинально меняется. Мир идет к добру, поскольку меняется его вектор, а, значит, изменяется наше представление о мире. Человек становится личностью вместе с Б-гом, он становится со-творцом – и это есть центральная идея иудаизма в целом. Сегодня, когда мир меняется с невероятной скоростью, у нас возникает ощущение, что <Всевышний должен сказать что-то новое>. Это испытание для еврейской традиции – она должна дать адекватный ответ на вызов современности, не поступаясь при этом своими принципами. Для того, чтобы весь еврейский народ смог вернуться к вере, сама вера должна пройти длинный путь и глубоко модернизироваться, сохраняя ортодоксальность. Рано или поздно произойдет полное возвращение еврейского народа к вере, к основным ценностям иудаизма. Это возвращение уже происходит на наших глазах. Происходит понимание всех интегральных процессов, которые способствуют как развитию и прогрессу иудаизма, так и прогрессу человечества в целом. Иудаизм, по мнению рава Кука, должен не просто охватить новые сферы, но и озарить эти сферы новым, куда более ярким светом. Идея универсальности иудаизма и есть качественное изменение его сущности в современном мире.

 

Не только каждый человек ведет свой индивидуальный диалог с Б-гом, но и народ как единое целове ведет этот диалог. Народ может поступать как хорошо, так и плохо. Все то, что с народом происходит – это то слово, которое Б-г хочет сказать народу. Диалог в иудаизме мыслится общенациональным, а не только индивидуальным. В Торе и Таназе есть оба этих уровня диалога. Народ Израиля совсем не случайно удостоился возвращения в свою землю. Люди устремились в Палестину не по приказу или разнарядке – речь идет о духовном процессе. Сегодня мы должны возвращаться в Землю Израиля, чтобы осуществить здесь духовное исправление. Сегодня, если бы мы не делали никаких попыток сказать что-то новое, то наше место должно было бы быть в музее. Собираемся ли мы нести ответственность перед другими народами за развитие монотеизма? Ведь Б-г постоянно говорит нам что-то новое. Б-жественное откровение дано нам не только на горе Синай. Б-г продолжает говорить с нами дальше, продолжающимися, текущими откровениями. Соединение исходного откровения и текущих откровений – это их интеграция в единую религиозную систему. Мы не можем пренебрегать тем, что говорит нам Всевышний сегодня. Рав Кук в своем учении предлагает программу развития иудаизма на ближайшие двести лет. Целью жизни еврейского народа является передача Б-жественного света человечеству путем развития парадигмы классической религии, а также путем творческого процесса в иудаизме, к которому мы обязаны себя подготовить… Пинхаса Полонского удалось <поймать> в <Мидраше> в перерыве между лекциями. Несколько минут для короткого блиц-интервью у него нашлось… – Скажите, Пинхас, сколько Вы работали над этой книгой? Как она задумывалась, почему было выбрано именно учение рава Кука? – Я начал думать над этой книгой еще в Москве более пятнадцати лет назад. Но понял по-настоящему, кто такой рав Кук, только в Израиле. Тогда и началась эта работа, которая вылилась в конечном итоге в книгу. Я уверен, что подлинное понимание учения рава Кука возможно только в Святой Земле. В Москве, еще будучи отказником, при все моем интересе к этой личности, как я теперь вижу, я мало что понимал в его идеях. – Вы назвали книгу <Рав Кук – Каббала и новый этап в развитии иудаизма>. В какой степени читателю необходимо быть знакомым с Каббалой, чтобы понять книгу? – Это совершенно не обязательно, хотя мне хотелось бы, чтобы читатель был все-таки немного подготовленным. Иначе многие вещи из этой книги будут непростыми для понимания. Но тот, кто хочет понимать и постигать, надеюсь, все в ней поймет. – Презентовали ли Вы свою книгу где-либо еще? – Да, конечно, В Израиле, в первую очередь. В России я выступал с подобной презентацией в Москве и Ростове-на-Дону. После Киева сразу же отправляюсь в Санкт-Петербург. – Если спросить Вас о творческих планах, это не будет банально? – Нет, это не банально, а совершенно нормально. Творческие планы такие: издать вторую часть книги <Иудаизм и христианство>. Затем издать продолжение книги <Две истории сотворения мира>, а также монографию <Центральные идеи Каббалы>. Эта работа рассчитана на ближайшие два года. – Скажите, пожалуйста, книга <Иудаизм и христианство> будет рассчитана на еврейскую аудиторию или она будет интересна и христианам? – Я пишу эту книгу для всех. Пусть каждый найдет в ней то, что сочтет необходимым для себя, и думает над этим… Материал подготовила Галит Лебединская