Ограда на крыше и превышение скорости

Ограда на крыше и превышение скорости

July 2, 2005 Автор: рав Шабтай а-Коэн Раппопорт - No Comments

    Ф. считал себя спортсменом. Хотя он и не занимался каким-либо видом спорта, он любил скорость и риск. Он всегда ездил очень быстро и никогда не соблюдал правила ограничения скорости. Тем не менее, он являлся опытным водителем с 20-летним стажем вождения, и за всё это время с ним ни разу не случались аварии. Однако недавно, когда Ф. был пойман дорожной полицией, вызван в суд и получил суровое порицание от судьи и штраф, он забеспокоился. То, что раньше казалось ему игрой, внезапно приобрело неприятную окраску.
   Неужели жесткие слова судьи справедливы – и он такой же правонарушитель, как фальшивомонетчик или уличный воришка?! Закон Торы (Дварим 22:8) призывает нас установить ограду вокруг крыши дома, где мы живём, чтобы никто не упал с крыши и не разбился. Существует также общее повеление, не связанное напрямую с перилами на крыше: "Не вноси кровь в свой дом" – ничто из того, что находится во владении человека, не должно представлять потенциальную угрозу для человеческой жизни.
   Маймонид (Законы об убийствах, глава 11, пп. 5-6), развивает это правило и приводит следующее толкование этого закона из Талмуда: «Наши Мудрецы запретили некоторые действия из-за того, что они подвергают опасности человеческую жизнь. Тот, кто нарушает эти запреты, рассуждая при этом: “Я рискую своей собственной жизнью – какой от этого вред другим?” – такой человек подвергает опасности жизнь и здоровье своего ближнего».
   Можно ли в таком случае сделать вывод о том, что человеку нельзя рисковать, если из-за его непродуманных действий могут пострадать другие люди? Может ли человек, живущий в современных городских условиях, вести себя подобным образом? Где проходит граница между обычным поведением и преступной халатностью?
   Маймонид (Законы хороших качеств, глава 4) пишет, что поддержание своего здоровья требуется от любого человека, который стремится к духовному совершенству. Человек должен употреблять здоровую пищу и воздерживаться от нездоровой. Однако, в отличие от того, что написано в «Законах об убийствах», такое воздержание – рекомендация, а не приказ. Необходимо тщательно исследовать причину этого различия. Человек, который употребляет в пищу некачественные продукты, рискует своим здоровьем и жизнью. Разве не следует в таком случае категорически запретить ему употребление в пищу непрожаренного мяса – ведь такая еда может вызвать болезнь сердца! Известно, что для спасения человеческой жизни от опасности можно нарушить большинство законов Торы.
  Тем не менее, мы не всегда можем чётко определить понятие опасности. Нет сомнения в том, что в Шаббат можно остановить кровотечение, хотя это и является нарушением законов Шаббата. Но можно ли, например, нарушить Субботу и поехать покачаться в тренажёрный зал, чтобы предотвратить тем самым возможный риск болезни сердца?
  Законы Шаббата не случайно говорят о лечении опасно больного человека как о примере ситуации, когда оправданно нарушение законов Шаббата. Но болезнь не служит абсолютным критерием. Некоторые виды заболеваний не ставят под угрозу жизнь; с другой стороны, физически здоровые люди тоже могут оказаться в смертельной опасности. Человек может оказаться в опасности независимо от того, здоров он или болен. Вероятно, Мудрецы говорили о болезни как о примере угрозы для жизни, помня при этом, что все наше повседневное существование является огромным риском для жизни. Как говорил какой-то шутник, сама жизнь – смертельная опасность, ведь только живые люди умирают. Экологи говорят, что загрязнение окружающей среды напрямую способствует развитию раковых опухолей, однако большинство людей продолжают жить, дышать, никак особо не реагируют на эти предупреждения и не ищут способ незамедлительно устранить эту угрозу…
  Человеческое общество в каждом поколении и в любую эпоху живет, мирясь с определенной степенью опасности, которая считается нормой и не вызывает у общества никакой реакции. Мы считаем обычного человека, ведущего нормальный образ жизни, здоровым, а состояние болезни – исключением. Больной человек в любую эпоху – это тот, кто нуждается в особом уходе. Возможно, поэтому наши мудрецы использовали понятие болезни как критерий такой опасности, из-за которой разрешается нарушать закон Торы. На современном языке это называется «неотложный случай».
  Тысячу лет назад подобным неотложным случаем, вполне вероятно, сочли бы сглаз или проклятие. Но любое положение вещей в пределах нормы, когда риск не превышает допустимую планку, исключает нарушение Шабата. Современная традиция ввела понятие опасности, предотвращение которой входит в обязанности каждого индивидуума.
 Так, например, рав Моше Файнштейн (Игрот Моше, том 8, Хошен Мишпат, респонс 76) постановляет, что так как курение, по мнению современных ученых, не представляет мгновенной опасности для жизни, оно не попадает под запрет убийства. Тем не менее, действия, признанные обществом как преступные и представляющие угрозу для жизни и здоровья человека, считаются преступлением с точки зрения еврейской традиции. Человек, который совершает эти действия, считается потенциальным убийцей. Таким образом, превышение скорости на дороге строго запрещено даже самому опытному водителю, потому что человек несет ответственность за жизни других и свою жизнь, и ему запрещено совершать поступки, которые общество единодушно считает прямой угрозой для жизни. Судья, который сравнил Ф. с обычным грабителем, был весьма снисходителен по отношению к нему.
                                                                                                        
                                                                                                                            Перевел Яков Герштейн