Те звуки шофара, которые звучат во всех синагогах мира в день начала Нового года, – отголосок мощного и протяжного звука, сотрясшего мир в момент дарования Торы: "И вот на третий день при наступлении утра были громы, и молнии, и звук шофара весьма сильный, и вздрогнул весь народ, который в стане. И вывел Моше народ навстречу Б-гу из стана, и стали у подножия горы. А гора Синай дымилась от того, что сошел на нее Всесильный в огне, и восходил дым от нее, как дым из печи, и содрогалась вся гора очень. И звук шофара становился сильнее и сильнее" (Шмот, 19:16-19).
Каждый еврей, вслушиваясь в трубный звук, не только соприкасается с прошлым – он устремляется в будущее. Услышав наполняющее весь мир трубление в шофар, мы узнаем о наступлении нового времени: "И будет в тот день: раздастся трубление в большой шофар, и придут пропадавшие из земли Ашур и потерянные из земли Египетской, и поклонятся Б-гу на святой горе в Иерусалиме" (Йешаяу, 26:13).
Трубление на горе Синай оповестило мир о начале нового процесса: проникновения высокой духовности, добра и гуманизма в мир идолопоклонства и жестокости. Шофар, который зазвучит в будущем (будем надеяться, что в ближайшее время, в наши дни), станет первым признаком исправления всех грехов, первопричиной которых стало преступление Адама: он оторвался от дерева жизни – прямой и непосредственной связи с Творцом – и предпочел находиться в мире скрытия, где нет ощущения истины, и тот, кто стремится к ней, должен идти в темноте, по дороге проб и ошибок, названной "познание добра и зла". У всех тех, у кого не оказалось достаточной веры во всемогущество Творца, разрыв прямой связи породил чувство безответственности и безнаказанности, которые стали предпосылкой для совершения преступлений. Когда забрезжит рассвет первого дня наступающего нового времени, исчезнет сама возможность совершать поступки, противоречащие Высшей воле, ибо, благодаря новому свету, откроется возможность не только видеть глазами, но и понимать суть вещей – их связь с Источником всего сущего. Тогда "всякое злодейство рассеется как дым" (из молитвы на Рош а-Шана).
Звуки шофара – надрывные и тревожные – приводят человека в состояние трепета и пробуждают в нем чувство раскаяния во всех преступлениях и ошибках. А по прошествии некоторого времени оказывается, что они воздействуют на нашу душу подобно хорошей музыке: человек обретает ощущение чистоты и возвышенности духа. Все это похоже на рождение заново: протяжный звук (ткия), открывающий каждое трубление, подобен прорыву души в этот мир, короткие (шварим) и дробные (труа) – рассказывают о ее страдании при столкновении с хаосом материи, разрушающей ее цельность, завершающий длинный звук рождает ощущение восстановленного единства с Источником жизни после завершения тяжелой духовной работы.
"Конец всякого дела был задуман в самом начале". План Всевышнего – дать благо Своим творениям, и в конце проявляется изначальное благо без примеси чего бы то ни было дурного. Трудно проникнуть в тайны мироздания, но можно хотя бы в общих чертах дать ответ на вопрос, почему нельзя было миновать все этапы мировой истории и сразу войти в идеальный мир, свободный от греха. Для того, чтобы оказаться способным воспринять Высшее благо, человек должен быть подобен Творцу, главное свойство Которого – свобода и независимость. Именно поэтому человек поставлен в условия свободы выбора и необходимости самостоятельно принимать решения.
Вне всякого сомнения, мы стоим на пороге нового времени, когда потерянные и пропадающие в чужих землях начинают возвращаться на родину. Часть из них пробуждается от неожиданно проснувшейся в сердце тяги к земле Израиля, большинство срывает с места неожиданные повороты исторических событий, мировые войны, кризисы и развалы империй. Но и тех и других гонит все нарастающий звук шофара, звучащего с "горы Всевышнего" в Иерусалиме. Пока он воздействует лишь на наше подсознание и, сотрясая отжившие структуры и системы, опирающиеся на жестокость и ложь, разрушает их. Но недалеко то время, когда мы окажемся способными услышать трубный звук, свидетельствующий о прорыве потока новых духовных сил, вторгающихся в этот мир. И после коротких и дробных звуков, разрушивших злодейские империи, раздастся протяжное трубление, возвещающее о начале царства Всевышнего. Мы – "народ, понимающий трубление, при свете Его лица ходить будем" (Теилим, 89:16).
Ктива вехатима това ("хорошей записи и хорошей печати")!