Нет радости в том, чтобы идти за ангелом

Нет радости в том, чтобы идти за ангелом

April 29, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Есть Тора из уст Всевышнего. Есть Тора из рук Всевышнего. Но ни то, ни другое люди не смогли взять.

Моше разбил скрижали.

Перед тем, как он бросил сапировые камни на землю, буквы взлетели ввысь – мир вернулся в прежнее состояние. Раздробленность, перемены и бег времени, ведущий к смерти, вновь воцарились в нем. Только одно сердце – то, которое не зависело от скрижалей, – по-прежнему совмещало в себе небо и землю, силы ангелов и души людей. Общее, вобравшее частности, общее, стремящееся выразить себя в каждой частности – в каждой душе.


Моше вернулся с пустыми руками. Но люди, увидев его, мгновенно оставили золотого тельца.
"И возвратился Моше к Богу и сказал: "Вот совершил народ этот грех великий: они сделали себе божество золотое. И вот, не простишь ли Ты грех их? Если же нет – то сотри и меня из книги Твоей, которую Ты написал". И сказал Бог Моше: "Того, кто согрешил предо Мною, сотру Я из книги Моей" …И поразил Бог народ за то, что сделали они тельца…" (Шмот, 32:31-33, 35).

"И говорил Бог Моше: "Ступай, уйди отсюда, ты и народ, который ты вывел из земли египетской… И Я пошлю перед тобою ангела, и прогоню кнаанеев… [Иди] в землю текущую молоком и медом. Сам же не появлюсь в среде твоей…" И услышал народ это дурное известие, и восскорбели они…"(Шмот, 33:1 – 4).
Что же повергло сынов Израиля в печаль и заставило соблюдать траур, будто каждый из них потерял близкого родственника? Ведь были же обещаны и чудесная победа над могучими народами, и реки молока и меда… Чего не хватало им?
Самого главного.
Посланец проложит дорогу, сметая врагов и указывая, где спрятали бежавшие кнаанеи бесчисленные сокровища, он принесет им плоды и наполнит водою ямы и колодцы. Но Всевышний больше не раскроется им.
Для народа, стоявшего перед Его лицом, не было радости в том, чтобы идти за ангелом.

Сейчас ни один из них не ответил бы, зачем нужен был золотой телец. Минутная слабость, растерянность из-за того, что среди бела дня мир окутала мгла и показалось, что Моше погиб… А если уж он не смог постоянно говорить с Творцом лицом к Лицу, то ни один человек не способен превратить свое сердце в инструмент раскрытия Высшей воли. Только через камни, деревья или изображения, сделанные из драгоценного металла, может быть выражено Божественное желание и повеление, но не через глубины сердец.
Увидев Моше, спускающегося с горы, они мгновенно поняли свою ошибку: стремящийся оставить Царя за пределами человеческого сердца создает идола.

Идолопоклонство рождается и умирает в сердце. Любой предмет может превратиться в идола, стоит лишь решить, что в нем таятся сверхъестественные силы, имеющие власть над людьми. Не произнося ни слова, не распростираясь и не принося жертв, а просто подчинившись несуществующей, изобретенной им самим силе, человек становится нарушителем запрета Торы "Пусть не будет у тебя богов других…" Но иногда он становится идолопоклонником не потому, что приписывает несуществующие возможности предметам или элементам природы, а придя к заключению, что Божественная воля ограничена (т. е. существует хотя бы одна точка в пространстве, где Божественное Провидение иногда уступает место случаю). Последует за этим попытка втиснуть Творца в рамки ограниченного мира и связать Высший образ с некоторым конкретным изображением или нет – на уровне мысли и мировосприятия отход от веры уже произошел. И даже если никто не узнает об этом – перед лицом Небес он будет нести ответственность.
Ошибочные выводы – основа любого преступного действия. Так и у горы Синай сначала в сердце людей родилось представление, что их внутренний мир: мысли, эмоции, способность принимать решения – не подчинен никому, кроме них самих, и лишь затем возникло желание сделать золотого тельца.

Грех золотого тельца разрушил мир. Нет, не обрушились горы, не разлились моря, и солнце не выжгло землю. Просто мир превратился в ничто, потому что утратил смысл.

Сыны Израиля, лишившись возможности повсюду быть вместе с Творцом, не могли (так же, как Адам, изгнанный из сада, пронизанного Божественным взглядом) найти утешения.
Но раскаяние не возвращает прежний уровень – человек своими руками должен исправить испорченное.


У горы Синай сыны Израиля слышали голос Творца отовсюду: он спускался с небес и поднимался от камней пустыни. Если бы они позволили ему заговорить прямо в сердце, то слова Божественного откровения звучали бы вечно, а род человеческий, уничтожив внутри себя силу скрытия, вернул бы себе бессмертие. Но этого не случилось. Голос остался во внешнем по отношению к человеку мире – его воспринимали уши, созданные, чтобы реагировать на колебания воздуха. Сердце, способное соприкасаться с невидимым светом и понимать его, как мозг понимает слово, осталось глухим – люди, очертив границу вокруг своей центральной точки, связывающей их напрямую с Источником жизни, не позволили Божественному "Я" совершить чудо.


Божественное Присутствие не вернулось.
Когда сыны Израиля изгнали Всевышнего из своих сердец, Он вышел за пределы лагеря. Он не хотел находиться в их среде и готов был разговаривать только с Моше.
"И Моше взял шатер, и разбил его за пределами стана, далеко от стана, и назвал его "Шатер собрания". И было – всякий, кто искал Бога, выходил к Шатру собрания, который вне стана. И было, когда выходил Моше к шатру, вставал весь народ, и стояли каждый у входа в шатер свой, и смотрели вслед Моше… А когда входил Моше в шатер, опускался облачный столп и стоял у входа в шатер, и Он говорил с Моше. И [когда] видел весь народ столп облачный у входа в шатер, и вставал весь народ и распростирался ниц…"(Шмот, 33:7-9).
Люди надеялись, что грех будет прощен. Но повернется ли Всевышний вновь к народу?
Все глаза были устремлены на Моше.
Если невозможно – начав все сначала – еще раз пережить дарование Торы и подняться на прежний уровень, то хотя бы знать, что Божественный взгляд вновь обращен на них с любовью и, оказывая незаметное влияние, приближает весь мир к моменту полного раскрытия Лица.
"И говорил Бог с Моше Лицом к лицу, [подобно тому] как говорит человек с ближним своим, и [Моше] возвращался в стан [поучать и учить]" (Шмот, 33:11) .1
Прошло сорок дней, прежде чем Моше осмелился просить Всевышнего не оставлять народ. Он заверял Творца, что сыны Израиля будут следовать за Ним, куда бы Он ни повел их. Нужно лишь научить их ходить Его путями: "Теперь же… дай мне узнать пути Твои, дабы знал я Тебя, чтобы обрести благоволение в глазах Твоих. И смотри, народ Твой – народ этот" (Шмот, 33:13). Ведь, они – не бунтовщики, а люди, потерявшие дорогу, искавшие – пусть, неправильно – проявление воли Творца, чтобы идти за Ним.
И Всевышний ответил Моше: "Сам Я пойду, дабы успокоить тебя" (Шмот, 33:14). Божественное Присутствие вновь станет ощутимым в окружающем мире: возвратятся облака, защищающие людей от солнца и от врагов, указывающие путь днем и ночью, ман с небес и вода, текущая из камня. "И [Моше] сказал Ему: "Если Сам Ты не пойдешь, то и не выводи нас отсюда. Ибо по чему же узнать, что я обрел благоволение в очах Твоих – я и народ Твой? Ведь если только пойдешь с нами, чем и отличены будем я и народ Твой от всякого народа, существующего на земле" (Шмот,33:15-16).