ark_of_the_covenant

Недельная глава Ваякгель.О святости времени и места.

February 20, 2011 Автор: Рав Шломо-Зелиг Аврасин - No Comments

   

Шалом, уважаемые читатели!

Наша недельная глава, казалось бы, не балует нас новостями – в ней мы читаем о практическом воплощении в жизнь проекта под названием "Скиния Свидетельства", о котором говорят несколько предыдущих глав. Все те же подробности: Ковчег,  Менора, столбы, завесы, и т.п. Но это лишь на первый взгляд. Очень многому можно научиться, сравнивая теорию (подробное приказание Вс-вышнего изготовить Скинию и ее детали) и практику (осуществление этого приказания в "реале").

Но отрывок, с которого наша глава начинается, стоит, казалось бы, особняком и не сочетается с общей темой главы:

"И СОЗВАЛ МОШЕ ВСЕ ОБЩЕСТВО СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, И СКАЗАЛ ИМ: "ВОТ ЧТО ПОВЕЛЕЛ Б-Г СДЕЛАТЬ: ШЕСТЬ ДНЕЙ МОЖЕТ СОВЕРШАТЬСЯ РАБОТА, А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ ДА БУДЕТ СВЯТ ДЛЯ ВАС, ДЕНЬ ПОЛНОГО ПОКОЯ, ПОСВЯЩЕННОГО Б-ГУ; ВСЯКИЙ, КТО СОВЕРШАЕТ В ЭТОТ ДЕНЬ РАБОТУ, БУДЕТ ПРЕДАН СМЕРТИ. НЕ ЗАЖИГАЙТЕ ОГНЯ ВО ВСЕХ ЖИЛИЩАХ ВАШИХ В ДЕНЬ СУББОТНИЙ". (Шмот, 35:1-3)

И лишь следующий отрывок начинает вести речь о возведении Скинии:И СКАЗАЛ МОШЕ ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ: "ВОТ ЧТО ПОВЕЛЕЛ Б-Г, СКАЗАВ: ВОЗЬМИТЕ У СЕБЯ ПРИНОШЕНИЕ ДЛЯ БОГА, ВСЯКИЙ ЩЕДРЫЙ СЕРДЦЕМ ПУСТЬ ПРИНЕСЕТ ПРИНОШЕНИЕ БОГУ: ЗОЛОТО, И СЕРЕБРО, И МЕДЬ, И ГОЛУБУЮ ШЕРСТЬ, И БАГРЯНИЦУ, И ЧЕРВЛЕНИЦУ, И ЛЕН, И КОЗЬЮ ШЕРСТЬ(далее следует подробное описание всех необходимых деталей). И ВЫШЛО ВСЕ ОБЩЕСТВО СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ОТ МОШЕ. И ПРИШЛИ – КАЖДЫЙ, КОГО ПОДВИГЛО СЕРДЦЕ ЕГО, И КАЖДЫЙ, КОГО ПОБУДИЛ ДУХ ЕГО, ПРИНЕС ПРИНОШЕНИЕ БОГУ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ШАТРА ОТКРОВЕНИЯ, И ДЛЯ ВСЕГО СЛУЖЕНИЯ В НЕМ, И ДЛЯ СВЯЩЕННЫХ ОДЕЖД".

Наши Мудрецы задают вопрос "Почему это так?", и отвечают: запрет относительно Субботы предваряет повеление построить Скинию, говоря тем самым, что это (строительство) не отодвигает Субботы [Mеxuльтa]. Т.е. не смотря на то, что постройка Скинии являлась на тот момент "национальным приоритетом №1", она ни в коем случае не отменяет заповеди хранить покой Субботнего дня! Поэтому на общенародном собрании, предваряющем начало строительства, Моше Рабейну начал с того, что подчеркнул святость Шабата. Но что стоит за этой концепцией?

Чтобы понять это, необходимо рассмотреть сходные и различные черты Шабата и Скинии. Разница между ними бросается в глаза, более того, на первый взгляд между ними вообще нет ничего общего, кроме того, что и Шабат и Скиния – выполнение заповедей Вс-вышнего. Но если взглянуть глубже, связь просматривается явственно.

В иудаизме наличествуют три шкалы святости (под понятием святости мы пониманием приближенность того или иного периода, объекта или субъекта к Причине причин, т.е. к Творцу) – святость места, святость времени и святость объекта. Скиния являлась, по сути, переносной горой Синай, поскольку в ней продолжилось синайское Откровение, ведь Тора дописывалась до самой смерти Моше. А значит, она воплощала в себе святость места. Как мы знаем, в тот момент, года определялось место новой стоянки народа Израиля в пустыне, и Скиния устанавливалась левитами, после чего только когены – Агарон и его дети – могли входить внутрь ее, что является признаком святости места. Шабат же воплощает в себе вершину шкалы святости времени, и поэтому шабатний покой был дарован только народу Израиля. Самым святым на шкале святости объектов является Первосвященник – в его задачу входит представлять перед  Вс-вышним весь народ. Три этих шкалы соединяются своими вершинами – в Йом Кипур (названный Субботой Суббот и воплощающий самое святое время в году) Первосвященник (святость объекта) входил в Святая Святых (помещение в Скинии, а позже – в Храме, где располагался Ковчег со Скрижалями Завета), и тогда происходил великий прорыв – в мир приходило свыше милосердное прощение грехов Израиля и красный шнур (в иудаизме этот цвет является символом греха) становился белым (цвет чистоты и святости).

Выходит, что Шабат и  Скиния связанны между собой теснее, чем кажется на первый взгляд. Теперь сообразительный и знающий читатель может увидеть ответ на вопрос, заданный в начале статьи и сказать: в Шабат нельзя было строить Скинию, так как одна шкала святости не может вторгаться на "территорию" другой шкалы. И поскольку святость Шабата возникла еще при сотворении мира, она более первична, чем святость места, которое было освящено позже. Но на это можно возразить: а как же быть с тем фактом, что после вступление в строй Скинии, там в Шабат происходило множество действий, которые Закон считает запрещенными работами – там приносились жертвы (работа "убой"), сжигались на жертвеннике их части (работа "варка"), поддерживался огонь (работа "разжигание огня"), и еще много иных работ? Разве в этом случае не нарушается принцип "взаимного невмешательства" шкал святости? Дело в том, что Б-жественное Присутствие как бы отделяло территорию Храма от всего остального мира, и поэтому все, что касалось храмовой службы, не являлось нарушением Шабата, так как служило для поддержания и усиления святости в мире. Храм был словно канал, по которому в наш мир из высших сфер спускалось благословение. Той же цели служит и Шабат – согласно тому, что учат наши Мудрецы, пропитание грядущей недели зависит от трех обязательных субботних трапез.

Но если это так, остается открытым и даже становится более острым вопрос, который мы задали в начале! Ведь и строительство Скинии тоже имело целью увеличить святость! Так почему нельзя было делать это в Шабат? Ответ на это прост: сам процесс подготовки все еще не считается храмовой службой. Пока Скиния не действует, пока Шхина (Б-жественное Присутствие) ее не накрыло, все остается на уровне обычного мира, суета которого обязана отступать перед святостью шабатнего покоя. То же самое, кстати, касается и подготовки к самому Шабату – с момента его наступления уже нельзя нарушить ни одну из 39-ти запрещенных работ, даже если это сильно улучшит выполнение заповеди субботнего покоя или субботнего отдыха. Например, если мы забыли погасить в спальне свет, после захода Шабата это уже нельзя сделать (если нет разрешенного Законом способа), даже если будет труднее заснуть.

Напоследок хочется еще раз подчеркнуть связь Храма и Шабата. Агада говорит, что если бы евреи всего мира смогли бы досконально соблюсти подряд два Шабата, то немедленно пришел бы Машиах, т.е. был бы отстроен Иерусалимский Храм. Да свершиться это вскорости, в наши дни!