goldcalf

Недельная глава Ки Тиса. Левиафан

February 16, 2011 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

«И дал Он Моше, по окончании разговора с ним на горе Синай две скрижали свидетельства… Народ же увидел, что Моше опаздывает, не сходит с горы. И собрался народ к Аарону, и сказали: «Встань, сделай нам божество, которое шло бы перед нами, ибо этот человек, Моше, который вывел нас из Египта, – не знаем, что случилось с ним…» и сделал тельца литого… И сказали они: «Вот божества твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской…» И встали они на другой день рано утром, и вознесли всесожжения, и принесли жертвы мирные, и сел народ есть, и пить, и поднялись люди веселиться. И сказал Б-г Моше (на горе Синай): «Ступай, сойди, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли египетской. Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали они себе тельца литого… А теперь оставь Меня, и возгорится на них гнев Мой, и истреблю Я их…» (Шмот, 31-32).

Что же вызвало столь сильный гнев Всевышнего? Ну, сделали тельца, чтобы он шел по пустыне перед ними, ну, назвали его божеством. Глупость. Разве стоит так сердиться на людей из-за глупости? Они поймут, они исправятся… А если и не поймут, ведь они же не сделали ничего плохого…

Да, современному человеку не так просто понять, почему идолопоклонство вызывает гнев Всевышнего и ненависть еврейского народа.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, начнем с начала: что есть идолопоклонство?

«Пусть не будет у тебя божеств других перед лицом Моим…»

О каких божествах идет речь? Как они могут быть, когда их нет?

Да, действительно, божеств нет – они существуют только в воображении человека, если, конечно, он верит в них. И в этом-то и заключается запрет Торы: верить, что есть нечто, чего нет. Верить в то, что чье-то существование не зависит от Б-га, и этот кто-то может действовать самостоятельно, в отрыве от единого источника жизни и сил. И как только вообразит человек, что кто-то существует сам по себе и действует исключительно благодаря своим силам – сразу же нарушит запрет Торы создавать божества.

Всевышний не похож на строителя, который, закончив работу, уходит в другое место. Сотворив мир, Он продолжает держать его в своих руках, поддерживая существование сущего и давая силы всему живому. И представить себе это не так просто. Народы мира придумали для себя облегченные варианты: Творец создал мир, но оставил свои творения, и те делают, что хотят. Так появилась вера в божества, олицетворяющие силы природы, управляющие жизнью людей. Одни народы поселили их на высоких горах, другие – на облаках. Божества извергают огонь вулканов, посылают дождь и бросают молнии. Веру в то, что Всевышний держит мир в Своих руках, поменяли на представление о земле, которая стоит на слонах, а те – на черепахе, а та – на еще одной черепахе. У человечества выработался мистический образ мышления: за каждым объектом: солнцем, океаном, деревьями, животными – скрывается сверхъестественное существо, управляющее им по своей воле.

Повзрослев, человечество перешло к философскому образу мышления: «я формирую свои представления на основе того, что я вижу, и на основе тех законов, которые я вывел». Но и это не помогло обрести веру во Всевышнего. Логика не позволяла связать конечный мир с бесконечным Б-гом.

Но если идолопоклонство – это неверные представления о Б-ге и Его связи с миром, то как же можно наказывать за мысли?

Так-то оно так, да есть исключения: за веру в то, что кто-то или что-то не зависит от Б-га, человек получает наказание от руки Небес. Если бы земной суд мог читать мысли, он бы тоже наказывал за идолопоклонство. Но он не может, и наказывает только за служение идолам: за совершение таких действий как принесение жертв, воскурений, преклонение коленей перед изваянием и т.п.

Но когда современный человек узнает о том, что кого-то наказывают за убеждения, в его душе возникает резкий протест. Ведь современное общество, стоящее на позициях свободы совести, признает за каждым право верить или не верить, во что он хочет, – лишь бы человек был хороший. И часто это срабатывает: человек живет, никого не беспокоит, а иногда делает и что-то хорошее.

Но сказали мудрецы: «Где идолопоклонство, там убийство и разврат» (Берешит раба, 53:9-10) – имея в виду, что человек на частном уровне может сохранить добро, а общество, в основе которого не лежит истинная вера, обязательно натворит много зла. И, как бы продолжая их мысль, Томас Гоббс, философ XVI века, представлял себе общество огромным зверем, которого он назвал Левиафаном. Он изображал его страшным хищником, каждая деталь тела которого состоит из добрых, улыбающихся человеческих лиц.

Поэтому за извращенные представления о Боге или неверие в Него, Небеса сурово наказывают людей, посылая им страдания и сокращая годы их жизни, а земной суд призван защищать общество от распространения ложных верований в среде народа.

Особую нетерпимость Тора проявляет к подстрекателю: к тому, кто склоняет людей к идолопоклонству. В качестве примера того, что один человек способен превратить общество людей, не обладающих верой, в чудовище, Тора приводит историю о Вавилонской башне, которую строили народы, объединившись под рукой царя Нимрода. Сначала все дружно работали во имя претворения в жизнь одной идеи: построив башню, подняться на небо и, вступив в войну с Б-гом, освободиться от Его власти. Но по прошествии времени кирпичи стали ценить больше, чем жизнь людей, и в среде строителей распространились зло, ненависть и убийства. Христианство, ислам, коммунизм и фашизм, распространившие извращенные представления о мире, являются примером превращения огромных масс в «Левиафана».

Если сыновья Израиля не будут хранить верные представления о мире и Б-ге –кто же сохранит ту точку опоры, которая сохраняет возможность исправить мир, истребить из него зло и жестокость?! И поэтому они были сурово наказаны за поклонение золотому тельцу, которого изготовили на сороковой день после того, как голос Всевышнего прозвучал для них с горы Синай. Три тысячи человек, приносивших жертвы и распростиравшихся перед идолом, были казнены. Многие из тех, кто радовался золотому изображению и веселился перед ним, погибли от тяжелой болезни.

И нам следует извлечь из этого простой урок: даже хорошие, самоотверженные люди не способны создать общество и государство, если они не обладают истинной верой. Если человек в одном- двух поколениях может быть хорошим без Б-га, то для общества это невозможно. Это особенно справедливо для избранного народа, живущего на святой земле.

Титульная страница сочинения Тоаса Гоббса

«Левиафан, или Материя, форма и власть

государства церковного и гражданского»

(1651 г.)