asmod-1

Недельная глава Ваякгель. Шломо и Ашмедай

February 24, 2011 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 Чудеса в пустыне

 «И собрал Моше все общество сыновей Израиля, и обратился к ним: «Возьмите от вас приношение Б-гу, всякий у кого сердце стремится дать» (Шмот, 35).

Сооружение Мишкана было связано со многими чудесами. Так, Моше постоянно видел перед собой конструкцию Мишкана, менора сама вышла из огня, когда в него бросили слиток золота, средний шест, соединявший доски, когда его пропускали в отверстие, сделанное в каждой из них, сам изгибался так, что проходил через все три стенки. Но самое удивительное произошло, когда потребовалось выгравировать на драгоценных камнях, предназначенных для нагрудника первосвященника, имена колен Израиля. Это не мог сделать ни один мастер. И тогда Моше был дан жучок-шамир, который мог прорезать любой, сколь угодно твердый материал. Моше осталось только написать буквы и опустить жучка на камни.

 

Шамир или рациональный подход

 Некоторые из мудрецов Талмуда утверждают, что шамир понадобился еще раз – когда Шломо строил Храм.

Тора запретила обрабатывать металлом только камни жертвенника (Дварим, 27:4). А Шломо распространил этот запрет на все элементы конструкции (Сота, 48б; Тосефта, Гитин 68а; Даат Микра). И поэтому металлические инструменты не использовались на территории Храма и его дворов ни для обтесывания досок, ни для подгонки камней друг к другу. Шломо исходил из того, что в сознании людей железо ассоциируется с оружием, несущим разрушение и смерть, и поэтому удалил его от места строительства Храма, который должен являться источником жизненных сил и благословения для всех сыновей Израиля.

Некоторые из мудрецов Талмуда считали, что Шломо запретил использовать железные инструменты только на горе Мория, и все необходимое для строительства и облицовки стен и для укладки перекрытий доставлялось полностью готовым. И лишь камни для жертвенника были взяты из потока, где их обточила вода.

А другие мудрецы Талмуда говорили, что запрет использовать железо при строительстве Храма был общим и не ограничивался территорией горы Мория. И когда их оппоненты возражали, что это сделало бы невозможным ни высечение каменных глыб из скалы, ни их обтесывание, они отвечали, что у Шломо был жучок шамир, который рассекал скалу точно по прочерченной линии – так, что поверхность получалась прямой и идеально гладкой.

При столкновении двух мнений в Талмуде всегда побеждает то, которое предполагает использование реальных, а не мистических средств. Поэтому закон утверждает, что в будущем при строительстве Храма жертвенник должен быть выложен из цельных камней, а при возведении стен самого здания будет запрещено использовать металлические инструменты на горе Мория.

 

И все таки о жучке

 Был жучок или не был, а агада Талмуда сама по себе всегда представляет большой интерес, переносит нас в мир эмоций и переживаний, психологии и внутреннего диалога с Б-гом.

Рассказывается, что Шломо спросил мудрецов Торы, можно ли построить Храм, не используя для обработки камней железные инструменты. И они напомнили ему, что у Моше был жучок Шамир, который мог рассечь даже самые прочные камни.

После долгих размышлений Шломо пришел к заключению, что шамир находится у Сатана – ангела, которому поручено ставить перед испытанием праведных людей. А со временем стало известно, что овладеть жучком можно только с помощью его слуги Ашмедая. И тогда Шломо призвал к себе главу своего войска Бенаяу, сына Йеояды, человека исключительной праведности, и поручил ему связать Ашмедая и привести его во дворец.

 

Охота

 Бенаяу взял с собой цепь и перстень, на которых было написано имя Всевышнего, а также лопату, вино и паклю, и отправился в путь. Он нашел в пустыне гору, о которой сказал ему Шломо, спрятался и стал наблюдать. Оказалось, что Ашмедай поднимается к небесам и учит Тору с душами тех праведников, которые удостоились пребывать в самых высоких сферах духовного мира, затем спускается вниз и слушает слова самых великих мудрецов народа Израиля. Устав, он приходит к колодцу, который запечатан печатью, и, открыв его, пьет воду.

Бинаягу – в отсутствие Ашмедая – выкопал яму и пробил дно колодца. Когда часть воды вытекла, он заткнул отверстие паклей. Затем он сделал отверстие в верхней части колодца и вылил в него вино, а образовавшуюся дыру заложил камнем.

Открыв колодец, Ашмедай почувствовал запах вина и не стал пить. Но через какое-то время не смог справиться с жаждой, выпил, опьянел и уснул. Бенаяу надел на него цепь и закрыл ее на замок. Проснувшись, Ашмедай попытался разорвать цепь, но когда Бенаяу сказал ему, что на ней написано святое имя, тот смирился.

 

Где жучoк?

 Оказавшись перед Шломо, Ашмедай взял палку, отмерил ею на полу четыре локтя и сказал: «Когда ты умрешь и положат тебя в землю, то ты поместишься в совсем небольшом пространстве. Неужели тебе мало власти над всем миром, что ты решил покорить и меня?» Сказал ему Шломо: «Ничего мне не надо от тебя для себя лично, но я хочу построить Храм имени Всевышнего, а для этого мне нужен шамир». Ответил ему Ашмедай: «Не мне передан шамир, а ангелу, управляющему силой морей. А тот в свою очередь передал его духифату – птице пустыни, и заставил ее поклясться, что она будет хранить этого жука и никому не отдаст его. С тех пор духифат приносит шамира на одну из гор пустыни и кладет на нее. Когда скала раскалывается, он приносит семена деревьев и бросает в образовавшуюся трещину. Они падают недалеко от подземных вод и пускают корни. Когда вырастают деревья, на это место приходят люди и строят города и селения».

Шломо отправил своих слуг, и те нашли гнездо духифата и закрыли его прозрачным стеклом. Когда птица прилетела и натолкнулась на преграду, она захотела расколоть ее и положила на нее жучка. Спрятавшиеся неподалеку слуги Шломо вспугнули духифата и схватили жука, положили его в свинцовый ящик и принесли во дворец. Это позволило высекать камни из скал и обтачивать их, не используя железные инструменты.

 

Что произошло потом?

 Ашмедай находился в плену, пока не был построен Храм. Однажды Шломо спросил его: «Чем ты сильнее людей?» И Ашмедай согласился показать, на что он способен, если с него будет снята цепь и если ему будет дан перстень царя. Когда он был освобожден и получил перстень, то уперся одним крылом в небеса, а другим в землю, и отбросил его на расстояние в четыреста миль.

Шломо оказался в незнакомом месте и все, что у него было, – это посох, на который он опирался. Даже куска хлеба ему неоткуда было взять. И об этих днях Шломо сказал: «Какая выгода человеку от всех его усилий, которые он прикладывает (трудясь) под солнцем?» (Коэлет, 1:3). Он ходил от двери к двери и говорил: «Я – коэлет (наставник народа), был царем над Израилем в Йерушалаиме…» (Коэлет, 1:12), а теперь я властвую только над своим посохом». А люди отвечали ему: «Царь Шломо сидит на своем престоле, а ты ходишь тут…» И из жалости ставили перед ним миску с кашей из зерен грубого помола. Он проделал длинный путь и добрался до Санэдрина. Выслушали его мудрецы и сказали: «Не бывает сумасшедших, которые все воспринимают верно, и ошибаются только в чем-то одном. Тогда кто же это перед нами?» Привели Шломо во дворец и дали ему цепь с именем Всевышнего и перстень царя. Увидел это Ашмедай – и сразу убежал (Гитин, 68б).

Спорили два мудреца о том, удалось ли Шломо вновь овладеть престолом. Рав сказал: «Был царем, а стал простым человеком», а Шмуэль утверждал: «Был царем, стал простым человеком, а затем вновь стал царем» (Гитин, 68б).

 

Смысл агады

 Речь идет не о событиях, происходивших в реальном мире, а о той внутренней борьбе, которую постоянно вел Шломо. Ему не приходилось противостоять дурному началу, подталкивающему человека к получению удовольствий или безделью. Проблема, стоявшая перед ним, была гораздо сложнее. Он знал, что Храм, который он построит, не будет вечным, все его достижения через триста или четыреста лет будут уничтожены врагом. Это приводило его в уныние и не позволяло ему работать в полную силу.

Мысль о будущем разрушении Храма и уничтожении царства, мешавшая Шломо составлять планы и претворять их в жизнь, представлена в агаде как Ашмедай. Основное занятие этого слуги Сатана – постижение Торы на верхнем уровне небес и овладение ее законами в доме учения на земле – отражает борьбу, происходившую в душе Шломо: он пытался найти непреходящий смысл в делах человека и тем самым преодолеть уныние. Он проникал в тайны духовных миров и стремился найти их отражение в повседневной жизни. Но ему это не удавалось. И его попытки «соединить небо и землю» агада представила, как взлет Ашмедая к небесам и его возвращение на землю.

Шамир на языке мудрецов, записавших агаду, – это способность человека раскрыть связь творений с источником жизни и преобразовать мир. Мудрецы рассказали об этой способности как о птице, которая при помощи жучка находит под скалами живительный источник и превращает пустыню в цветущий сад. И Шломо, пока шло строительство Храма, мир представлялся домом Всевышнего, дающего жизнь Своим творениям.

Но после окончания строительства он утратил живое ощущение Божественного присутствия, и им овладели тяжелые мысли. В агаде об этом рассказывается как о победе Ашмедая над Шломо. Сочтя уныние Шломо проявлением неблагодарности Всевышний забрал у него мудрость. И тот стал обычным человеком, и ему потребовались совет и помощь, в которых он никогда раньше не нуждался. В агаде об этом рассказывается как о периоде скитаний, когда никто не признавал в нем мудрейшего человека и те, к кому он обращался, давали ему пищу для бедных – разговаривали с ним на самом простом уровне.

Пребывание на троне Ашмедая означает на языке мудрецов, что жизнь человека потеряла для Шломо какой бы то ни было смысл. По мнению Рава, Шломо так и не удалось до конца жизни преодолеть подавленное состояние, и он, лишившись всех своих необычных свойств, потерял власть над миром. А Шмуэль утверждал, что Божественное благословение вновь вернулось к царю Израиля.