karolsfeld-1

Недельная глава Ваишлах. Борьба… Только с кем?

November 16, 2010 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

Яаков, возвращался в святую Землю после двадцатилетнего изгнания с большой семьей: четыре жены и одиннадцать детей, со слугами, многочисленным скотом и длинным караваном верблюдов. Он торопился встретиться с отцом и матерью, чтобы рассказать им, что он выстрадал и как выстоял во всех испытаниях, которые выпали на его долю в доме злодея Лавана. Но – несмотря на свое стремление как можно скорее добраться до Хеврона и войти в шатер родителей – он остановился на восточном берегу Ярдэна, у потока Ябок,  на неопределенное время.

Он не решался двигаться дальше, так как ему предстояла встреча с братом-близнецом Эсавом, ставшим его непримиримым врагом. Это произошло после того, как двадцать лет назад Яаков обманом получил у отца благословения Авраама, хотя первенцем считался Эсав, родившийся на мгновение раньше. И, несмотря на то, что Ицхак признал, что ошибка не была случайностью, и благословение досталось достойному, так как в ход событий вмешалось Б-жественное Проведение, Эсав не принял решения отца и считал себя обделенным.

Благословение Авраама – это обещание Всевышнего, что человек, которому оно будет передано, удостоится стать правителем всего мира и исправит человечество.

Однако для того чтобы исполнить это предназначение, необходимо овладеть землей Кнаан, которая была передана Аврааму в наследное владение. Но овладеть – не значит только завоевать землю. Это также значит быть достойным ее: честным, справедливым, милостивым, стремящимся к духовности и открытым для пророчества. Эсав не понимал, что значит исполнять волю Всевышнего, но от власти не отказывался и мечтал овладеть всем миром.

Яаков боялся встречи с ним, так как опасался, что не удостоится Б-жественной защиты из-за тех ошибок, которые допустил на протяжении своей жизни. И он послал дары брату, чтобы задобрить его, затем обратился к Всевышнему с молитвой о спасении, а после этого, уже в темноте, разбил свой лагерь на два, чтобы хотя бы часть людей могла спастись при нападении врага. Не веря в то, что сможет одержать победу над Эсавом, он надеялся только на помощь Небес.

Яаков был готов отказаться от борьбы за землю Кнаан – достаточно, если брат разрешит ему жить на ней под своим покровительством. Пусть люди остаются идолопоклонниками, пусть они ведут тот же образ жизни, который вели до сих пор, а он будет жить в своих шатрах. Довольно, он уже насмотрелся на обман и злодейство в доме Лавана, довольно с него ограниченности и жестокости брата.

И тогда Всевышний дал понять Яакову, что его единственна проблема – это не ошибки, допущенные им на протяжении жизни, а нежелание бороться: ибо от борьбы устраняется только тот, кто не видит ценности в том, что он уступает. Отказываясь от роли того, кто должен исправить мир, и от права владеть землей Кнаан, Яаков тем самым отказывался от пророчества и от прямой связи с Б-гом, к которой он так стремился. Ведь Всевышний приближается только к тем, кто стремится распространить благо во всем мире, ненавидит зло и стремится искоренить его. И только в святой земле человек может обрести пророчество, а вместе с ним и истинные представления о жизни, добре и зле. И чтобы Яаков понял, что отказавшись от борьбы, он отказался от самого главного в жизни, Всевышний послал ангела, в борьбе с которым Яаков должен будет понять, что уступая злу, он теряет все.

И когда Яаков вернулся на место своего прежнего лагеря, на него напал ангел, которого поначалу он принял за человека. Борьба между ними продолжалась всю ночь, и ангел поразил нашего праотца в бедро, но утром он признал победу Яакова и благословил его, изменив его имя на Исраэль.

Мудрецы Талмуда видели в борьбе Яакова с ангелом пророчество о той борьбе, которую его потомки будут вести за землю Израиля. И сражение будет происходить не только с врагами, но и внутри народа, разные группы которого отразят те сомнения Яакова и то нежелание вступать в борьбу со злом, которое укоренилось в его душе.

Раби Йеошуа бен Леви утверждал, что они боролись лицом к лицу, и ангел ударил Яакова левой рукой по правой ноге. Раби Шмуэль бар Нахмани пояснял, что Яаков шел по дороге и разговаривал с неожиданно появившимся путником, похожим на мудреца Торы, и ангел, притворявшийся мудрецом, ударил левой рукой по правой ноге Яакова. А рав Шмуэль бар Аха придерживался мнения, что ангел был похож на идолопоклонника, и Яаков шел справа от него (так безопасней). И ангел, притворявшийся идолопоклонником, нанес удар правой рукой по левой ноге Яакова.

Почему это важно? Потому что борьба шла на духовном уровне. Правая нога соответствует Йерушалаиму и силе пророчества, а левая – Храму. И то, и другое оказалось в опасности. Только одни мудрецы считали, что в большей опасности – Йерушалаим и пророчество, а другие – Храм.

И вот борьба идет не только с оружием в руках – лицом к лицу с врагом, как говорил раби Йеошуа бен Леви, но происходит и внутренний диалог внутри народа: с теми, кто идет рядом и похож на друга, но в какой-то момент наносит удар сзади. Те, кто только похожи на мудрецов Торы, а на самом деле пытаются с помощью одеждой скрыть поверхностное понимание Торы, – идут и говорят: «Зачем тебе нужна Земля – еврей может жить в любом месте; под властью чужих народов нам всегда было удобней. Зачем тебе нужна борьба, зачем тебе нужен Храм, зачем тебе нужно пророчество? Изучай Тору, соблюдай заповеди, не служи в армии – это лишний риск, и будешь счастлив. Ты что же думаешь, современный Израиль создал Б-г? – говорят они. – Его создали нерелигиозные люди». А тот, кто только рядится в сиониста (идолопоклонник на языке агады), идет и говорит: «Зачем тебе Земля Израиля? Главное – это как можно лучше устроиться и никого при этом не обидеть. Личное благополучие – это современный сионизм. А если не нашел хорошей работы в Израиле – поезжай в Штаты, у тебя же есть специальность. И, вообще, какое право у тебя есть на эту землю? Ведь ты оккупировал ее, ущемив права арабского населения. Отдал бы ты лучше то, что захватил».

И ты, человек, преданный земле Израиля, мечтающий о скором освобождении своего народа от собственной глупости и чужой власти, стоишь между ними и думаешь: «Куда я попал и как мне выбираться из этой ужасной ловушки?» И постепенно ты учишься верить только собственному сердцу, которое привело тебя в эту землю, и только словам пророков, которые предсказали наше возвращение в государство сыновей Израиля, в Йерушалаим и в Храм.

Ты думаешь о земле, где народ возродился после изгнания, о земле, деревья которой с любовью простирают ветви навстречу своим сыновьям, о земле, горы которой поют «Песнь песней». А на тебя набрасывается враг, и когда ты отбиваешься от него, то сзади свои же наносят тебе неожиданный удар. Псевдо-мудрецы и пост-сионисты сдают тебя с твоими детьми и твоими поселениями. Псевдо-мудрецы и пост-сионисты выгоняют тебя из Гуш Катифа, и из северного Шомрона, громят все, что дорого тебе. Благодаря им ты живешь под угрозой вечного выселения, в тебя стреляют на дорогах из проезжающих автомобилей. Но ты служишь в армии, ходишь в милуим, добросовестно работаешь и исправно платишь налоги. Если ты пытаешься освоить землю, свои же пишут на тебя доносы и приходят и выбрасывают тебя из новых поселений, вырывают посаженные тобой деревья. Ты обращаешься направо, и говоришь «брат мой», но тебя не слышат, ты поворачиваешься налево и говоришь «брат мой», но и там никто не преклонит уха. А ведь эта борьба не только за землю, но и за Йерушалаим, за Храм, за пророчество. И вот твои братья отказываются от всего этого. Они делят Йерушалаим, они не дают тебе молиться на Храмовой горе. Борьба с ангелом, борьба с самими собой, продолжается. И не видно ей конца до самого восхода солнца.