Недельная глава Ваехи. Вечность и красота

Недельная глава Ваехи. Вечность и красота

December 14, 2010 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

 

 

Когда-то Яакову приснился на горе Мория пророческий сон: лестница, достигающая небес, и ангелы, спускающиеся и поднимающиеся по ней. Но когда Всевышний предложил ему подняться по этой лестнице, Яаков отказался. И вместо него начал подниматься ангел Эдома: ступень за ступенью – пока не исчез в синеве. Яаков так и не увидел времени, когда прекратится господство злодеев, так как отказался от борьбы со злом.

Ему не раскрылся конец времен и тогда, когда ангел, поднимавшийся по лестнице, спустился на землю и напал на него возле потока Ябок. Борьба продолжалась всю ночь. И Яаков одолел ангела. Однако, когда тот перед самым рассветом попросил пощады, отпустил его. Если бы он задержал его до восхода солнца, то увидел бы в свете зарождающегося дня свет Всевышнего, который уничтожает зло и дает власть добру и благу. Но Яаков не захотел довести борьбу до конца.

И даже в Египте, когда Яаков нашел успокоение рядом с Йосефом и достиг высокого пророческого уровня, свет будущего мира лишь блеснул для него. «Яаков не смог раскрыть конец истории и наступление нового времени своим детям, хотя и сказал им: «Соберитесь ко мне, и я поведаю вам, что будет с вами в конце дней» (Берешит, 49:1). И об этом сказал Раши: «Хотел он приоткрыть своим детям конец времен, но Б-жественное Присутствие отошло от него, и начал он говорить о чем-то другом».

Так почему же наш праотец не удостоился увидеть свет будущего и передать его своим детям?

Всевышний ждет от человека не только проявления милости, не только исправления дурного начала, но и ненависти ко злу (какие бы формы оно ни принимало) и борьбы с ним – ждет, что человек преобразует мир. А Яаков всю жизнь уходил от борьбы за глобальную цель, считая, что главное – это сохранить чистоту души, а остальное – в руках Всевышнего.

Благословения, которые он дал своим детям, говорят о качествах их души, но не ставят перед ними цели, к которой им следует стремиться. Рэувэну было сказано, что он тороплив, и потому ни он, ни его потомки не смогут стать во главе народа. Шимона и Леви Яаков упрекнул за то, что их гнев стал причиной продажи Йосефа в рабство, Йеуда удостоился похвалы за то, что не принимал участия в продаже Йосефа. И ему было обещано главенство над братьями и благополучие, а также силы, которые позволяют обратить врага в бегство. Звулуну был обещан успех в торговле, Иссахару – мудрость, любовь к земле Израиля, терпение и трудолюбие. Дану было обещано, что из него произойдет человек, который в одиночку защитит всех сыновей Израиля, а Гаду – что его потомки будут сильными воинами. Ашеру была обещана столь плодородная земля, что он сможет накормить все колена, а Нафтали – быстрота в принятии правильных решений, самоотверженность во имя своего народа. Йосефа Яаков благословил за то, что тот не мстил братьям, и обещал, что его благословения превзойдут благословения праотцев. Биньямина Яаков наделил силами выстоять в самые трудные времена изгнания, сохранить себя и дождаться времени освобождения.

И сыновья Израиля на протяжении долгих веков не могли определить основную цель, которая придала бы непреходящий характер всему, что они делают, и объединила бы их, уничтожив различия между коленами. Из-за отсутствия ясной цели, они не завоевали полностью землю Кнаан и не изгнали из нее идолопоклонников, а в эпоху судей заключили союзы с окружающими народами и сблизились с ними настолько, что чужие обычаи и образ жизни начали проникать в их среду.

Этому не было бы конца, если бы не поднялся пророк Шмуэль, который поставил перед народом глобальные цели: создание государства, управляемого праведными людьми, и построение Храма, стремление к пророчеству. И как первый шаг – уничтожение Амалека, врага Всевышнего и источник ненависти к сыновьям Израиля.

Именно благодаря Шмуэлю, Амалек прекратил свое существование, как народ, к сыновьям Израиля вернулось пророчество, было создано царство и был построен Храм.

Говорят, что в ходе борьбы с ангелом в душе Яакова пострадали два свойства: вечность и красота (Аризаль, Шеар а-псуким, Бешалах). «Вечность – это Йерушалаим, а красота – это Храм» (Брахот, 58а).. Аризаль видит намек на то, что Шмуэль исправил недостаток Яакова в словах пророка: «Вечность Израиля не обманет» (Шмуэль I, 15:29).

Цели, определенные Шмуэлем, стояли и перед теми, кто вернулся из Вавилонского плена: построение Храма и возрождение царства Израиля. Но двухтысячелетнее изгнание стерло их из коллективной памяти народа. И это не позволяет нам объединиться, завоевать землю, уничтожить тех, кто призывает уничтожить нас, защитить самих себя, добиться благополучия для всех слоев населения, собрать остаток сыновей Израиля, рассеянных по всему миру.

Редкие люди помнили о завете Шмуэля. Так Авраам Штерн, который первым призвал бороться против британских мандатных властей за создание государства Израиль, писал, что перед народом стоят две цели: возрождение царства и построение Храма. Рав Давид коген а-назир, ученик рав Кука, готовил себя к тому, чтобы получить пророчество, так как считал, что оно необходимо сыновьям Израиля. Рав Исраэль Ариэль Шлита создал институт, занимающийся изучением Храма, создающий необходимые для служения в нем предметы и подготавливающий его строительство.

Можно сказать, что все это мечты, далекие от осуществления. Но кто-то в народе должен мечтать и вести борьбу за то, что кажется неосуществимым. Если кто-то видит свет в конце туннеля – этот свет проникает во все сердца. Он становится в них зернами, из которых произрастает будущее спасение, как сказано: «Свет посеял праведник, а у тех, кто отличается прямотой сердца – радость» (Теилим, 97:11).