В конце прошлой недельной главы Моше обращается к фараону с сакраментальной фразой "Отпусти народ мой!" Фраза эта стала для Народа Израиля кличем свободы на многие поколения. Когда во всем мире поднялась кампания против запрета советского руководства на выезд евреев в Землю Обетованную, эта фраза в ее английском варианте – "лет май пипл гоу" зазвучала на всех каналах радио и телевидения.
Однако необходимо выяснить некий основной вопрос: а зачем вообще Моше Рабейну получил приказ идти к фараону и требовать от него, чтобы тот отпустил Народ Израиля из рабства? Разве Вс-вышний не мог просто приказать Моше собрать всех евреев и сразу пойти к горе Синай, без дозволения фараона?
В ответе на этот вопрос коренится одна из основных концепций отношений между Б-гом и сотворенным Им миром – Вс-вышний без очень веской причины не нарушает правил, которые сам же и установил. Перед Моше Рабейну стояла серьезная задача – обыграть фараона в его же игре и на его поле. Чтобы понять суть этой игры, нам придется вернуться в самое начало египетской неволи, к тем семи годам голода, когда Яаков со своей семьей только спустился в Египет. Йосеф тогда распоряжался в голодающем Египте выдачей провианта, и на третий год голода все жители страны, кроме жрецов, царской семьи и приближенных ко двору, продали себя в вечное рабство фараону вместе с землей, а в качестве ежегодной дани Йосеф установил выплату пятой части урожая. Т.е., следует принять как данность, что в Египте практически не осталось свободных людей!
Спустя столетие, после смерти Йосефа, его братьев и всего того поколения, количество евреев очень сильно выросло, и перед египетскими властями во весь рост встал "еврейский вопрос" – что делать с этой массой людей? До этого Яаков и все его семейство имели статус "гостей короны", но тогда их было 70, а сейчас – больше миллиона. И тогда было принято решение "исхитриться", как об этом говорит Тора: потихоньку привлечь евреев к "общественно-полезной" деятельности, другими словами, поработить их, но оформить все "по белому". Для этой цели евреям было сделано "предложение, от которого трудно отказаться" – им получить египетское гражданство! С одной стороны, это очень лестно, и на это купились многие евреи. Только вот они забыли, что египетское гражданство означает рабство (см. предыдущий абзац)! Все, за исключением колена Леви, прошли перепись населения, и были включены в египетские списки. Только вот коренные египтяне все же сидели на земле и ее обрабатывали, а новые граждане страны не имели наделов, и их ждала теперь судьба "рабов короны" – прокладка дорог, постройка городов, пирамид, и пр. Даже не желавшим прерывать изучение Торы и поэтому отказавшимся от гражданства левитам нашлось местечко в этой схеме: было заявлено, что все должно быть по справедливости – как коренные египтяне имеют свободное от работы сословие жрецов, так и у новых граждан будут свои священнослужители – левиты. И, соответственно, свои праздники и памятные даты – таким правом в Египте обладало любое национальное меньшинство, пусть даже и порабощенное. Только вот на деле все обстояло иначе – не смотря на усиливающий гнет, евреи продолжали плодиться с удвоенной силой. И тогда фараон начал "передергивать карты" – загружать их бессмысленной работой , пытаться подкупить повитух, чтобы те умерщвляли новорожденных мальчиков, и, наконец, бросать младенцев в Нил, т.е. он сам стал нарушать свои собственные правила и законы, и чем дальше, тем больше.
Теперь посмотрим на проблему с другой стороны. Для правильного формирования еврейского народа необходимо было, чтобы это происходило в на чужбине, в неволе. Это нужно было для того, чтобы потом Народ Израиля мог сравнить рабство у фараона со службой Вс-вышнему, и, сделав правильный вывод, принять Тору на горе Синай. Еще праотцу Аврааму было предсказано, что его потомки 400 лет будут рабами "в чужой земле". Но только вот рабство может быть разным. Согласно закону Торы, еврей-рабовладелец обязан был сперва обеспечить своим рабам питание и жилье на приличном уровне, а лишь потом заниматься собственной персоной, и подобных моментов существует масса. Но вследствие того, что фараон сильно притеснял зависящих от него евреев, он тем самым дал им право выйти из Египта раньше времени. И действительно, Тора говорит, что Исход произошел на 210-ый год нахождения в Египте. Но для того, чтобы доказать, что фараон злоупотребил своей властью и нарушил законы, принятые в его собственной стране, понадобился этот последний тест: "Отпусти народ мой!"
Давайте посмотрим внимательно, чего именно добивается Моше Рабейну у фараона? "А ЗАТЕМ ПРИШЛИ МОШЕ С АhАРОНОМ И СКАЗАЛИ ФАРАОНУ: "ТАК СКАЗАЛ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЗРАИЛЯ: ОТПУСТИ НАРОД МОЙ, ЧТОБЫ ОНИ СОВЕРШИЛИ МНЕ ПРАЗДНЕСТВО В ПУСТЫНЕ!" …. И СКАЗАЛИ ОНИ: "ВСЕСИЛЬНЫЙ БОГ ЕВРЕЕВ ОТКРЫЛСЯ НАМ; С ТВОЕГО ПОЗВОЛЕНИЯ, ПОЙДЕМ МЫ НА ТРИ ДНЯ ПУТИ В ПУСТЫНЮ И ПРИНЕСЕМ ЖЕРТВЫ БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ НАШЕМУ, ЧТОБЫ НЕ ПОРАЗИЛ ОН НАС МОРОМ ИЛИ МЕЧОМ" (Шмот 5:1,3).
Из подчеркнутых отрывков видно, что тут вообще речи нет об уходе еврейского народа из Египта навсегда, а лишь о коротком (всего одну неделю – три дня туда, день там, три дня назад) отпуске для осуществления своего законного права – права на свободу совести и вероисповедания, которым обладали все народы Египта – все, кроме евреев. Ах, как это напоминает незабвенный недоброй памяти СССР – у всех народов может и даже должна быть своя национальная культура, только евреям в ней было отказано с тридцатых годов. Не случайно гиматрия (числовое значение) слов "Мицраим" (Египет на иврите) и СССР одинаково и равняется 380. И то, что фараон отказывается удовлетворить это законное требование, развязывает евреям руки – ведь они поселились в этой стране как гости, и до сих пор пользуются "гостеприимством" египтян. Фараон прекрасно понимает это, и поэтому ищет "законные" причины, чтобы не отпускать евреев в пустыню, так как всем ясно, что они не вернутся. Вначале он спрашивает: "КТО ТАКОЙ БОГ, ЧТОБЫ Я ПОСЛУШАЛСЯ ЕГО И ОТПУСТИЛ ИЗРАИЛЬ? НЕ ЗНАЮ Я БОГА, И ИЗРАИЛЬ ТОЖЕ НЕ ОТПУЩУ" (5:2). Мидраш (устное предание), сообщает нам, что фараон приказал принести списки всех официально известных божеств, и заявил, что там Имя Б-га не зарегистрировано, на что Моше рассмеялся и сказал: "Ты подобен слуге когэна (священника, потомка Агарона, которым нельзя оскверняться и поэтому запрещено посещать кладбище), который ищет своего господина на кладбище! В твоих списках – лишь мертвые идолы, а я пришел к тебе от Имени Б-га Живого и Истинного!" Позже, уже в процессе казней, фараон предлагал Моше Рабейну альтернативные варианты, стремясь уйти от неизбежного – принести жертву Б-гу в Египте; затем – пойти в пустыню только мужчинами; далее – пойти всем, но оставить скот, и все эти компромиссы были отвергнуты, так как тут речь шла о принципе. Вс-вышний обещал Моше, что фараон сам распорядится о выдаче Народу Израиля разрешения на поход в пустыню – после того, как дух его будет сломлен казнями, которые обрушатся на его страну из-за его упрямства.
Этой концепцией объясняется также необходимость поворота обратно в Египет после трех дней пути из него, как сказано: "И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: "СКАЖИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ: ПУСТЬ ВЕРНУТСЯ И ОСТАНОВЯТСЯ ПЕРЕД ПИ-hАХИРОТОМ, МЕЖДУ МИГДОЛЕМ И МОРЕМ, ПЕРЕД БААЛЬ-ЦФОНОМ, НАПРОТИВ НЕГО РАСПОЛОЖИТЕСЬ У МОРЯ. И СКАЖЕТ ФАРАОН О СЫНАХ ИЗРАИЛЯ: ЗАБЛУДИЛИСЬ ОНИ В СТРАНЕ ЭТОЙ, ЗАПЕРЛА ИХ ПУСТЫНЯ. А Я ОЖЕСТОЧУ СЕРДЦЕ ФАРАОНА, И ПОГОНИТСЯ ОН ЗА НИМИ, И ПРОСЛАВЛЮСЬ Я, НАКАЗАВ ФАРАОНА И ВСЕ ЕГО ВОЙСКО, И УЗНАЮТ ЕГИПТЯНЕ, ЧТО Я – БОГ!". И СДЕЛАЛИ ОНИ ТАК. (14:1-4).
То есть, и фараон, и все египтяне все время сомневались – то ли действительно за евреями стоит некая великая Сила, то ли все что произошло – цепь роковых случайностей. Поэтому Вс-вышний испытывает фараона – вначале тот под действием казней отпустил Народ Израиля, а теперь, когда евреи повернули обратно в Египет, чтобы соблюсти букву закона (помните – они просили только семидневный отпуск), фараон решил атаковать их, так как этот поворот, по его мнению, свидетельствует о том, что они не знают, что делать дальше, следовательно, за ними никто не стоит. Так фараон и его войско стали жертвой своей политики двойных стандартов – их нападение на беззащитную массу евреев привело к тому, что воды Красного моря сомкнулись над ними.
Политика двойных стандартов и сегодня широко применяется как в отношение к евреям вообще, так и в отношение к государству Израиль. Номинально оно является суверенным государством, но на деле все кому не лень пытаются диктовать ему свою волю и заставить пойти на уступки арабам, которые мечтают уничтожить Израиль. Но не далек тот час, когда Вс-вышний снова продемонстрирует, кто действительно властвует в мире, и тогда все народы, притеснявшие Народ Израиля, будут держать за это ответ, как некогда фараон и его подданные. Да свершится это в наши дни! Амен!