Сон Яакова
Мидраш рассказывает, что Яаков, убегая от Эсава, заночевал на том месте, где Авраам положил Ицхака на жертвенник, и где в будущем должен быть построен Храм. Он и не подозревал, что остановился на ночлег на святом месте, но ночью ему приснился сон: лестница, по которой поднимаются и спускаются ангелы, и Всевышний стоит над ним, над Яаковом. Каждый из агелов поднимался, показывая тем самым, что народ, которому он покровительствует, достигает господства в мире, обретая власть и над сыновьями Израиля, и, пройдя семьдесят ступеней, соответствующие семидесяти годам истории, спускался вниз. Но один из ангелов пошел вверх, и Яаков не увидел конец его пути или его падение. Наш праотец проснулся в ужасе.
Ведь он так и не увидел конца истории – свободы народа, который произойдет от него, возвращение сыновей Израиля из последнего изгнания в святую землю, создание независимого царства и возведение Храма, котоый никогда и ни кем не будет разрушен. Ему не открылось, как: «… в конце дней, утвердится гора дома Бога как вершина всех гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: «Давайте взойдем на гору Бога, в дом Всесильного Яакова, чтобы Он научил нас путям своим, чтобы мы пошли дорогами Его. Ибо из Циона выйдет Тора и из Йерушалаима слово Бога. И рассудит Он народы и вразумит многие народы, и перекуют они мечи на мотыги, и копья – на садовые ножницы» (Йешаяу, 2:2 – 4).
Пробуждение
Яаков верил в счастливый конец, но перед его глазами стояли только бедствия изгнаний, войны, власть народов мира, реки крови, осквернение всего святого, извращение идей Торы христианами и мусульманами и превращение «Книги книг» в источник ненависти к его потомкам. Разрушение первого и второго Храмов, подавление восстания Бар Кохбы, Первая мировая война и Катастрофа – ничего не укрылось от его пророческого взора. Поэтому он и сказал, пробудившись: «Как страшно это место. Не иначе – дом Бога это, и это – ворота Небес» (Берешит 28:17). Да, дом Бога внушил страх, так как дважды был разрушен Йерушалаим и Храм и народ почти полностю был стерт с лица земли. Воротами в небеса назвал он место, где спал, так как вся история – это попытки подняться к Богу, и падение народов, которые отступают от истины и не стремятся к добру. Падения с бесконечной высоты. Всю жизнь Яаков размышлял над своим сном и просил Всевышнего показать ему конец истории – раскрытие Божественного Присутствия во всем мире через народ, обретший святость, но ему не было дано увидеть праведного царя Израиля на вершине лестницы. Яаков обрел свет пророчества, раскрывающий благополучный конец времен только в последние годы жизни. Но поделиться своим открытием с сыновьями он не смог – не хватило у них сил понять своего отца.
Пробудись, пробудись, скажи песнь…
Нам открыто больше, чем Яакову. Но мы никак не можем проснуться, поверить в то, что сон закончился и все происходит наяву. Как сказано: «Когда возвращал Бог пленных Циона, были мы как во сне» (Теилим 126:1). Мы своими глазами увидели, как исполняется пророчество «Я и заселю те города, и отстроены будут развалины. И земля эта опустошенная будет отстроена вместо того, чтобы быть пустыней перед глазами всех проходящих. И скажут они: «Эта земля опустошенная стала как сад Эдена, и эти города, разрушенные и опустошенные, укреплены и населены… эти города разрушенные наполнятся людьми как овцами. И узнают, что Я – Бог» (Йехезкель 36: 33 – 38). Разве не на нашем веку произошло то, что предсказал пророк: «А вы, горы Израиля, ветви свои дайте, и плоды вознесите народу Моему, Израилю, ибо скоро придут они. Ибо вот Я к вам, к вам обращаюсь. И будете возделаны и будете засеяны. И умножу на вас человека, весь дом Израиля» (36: 1- 9). Разве не на наших глазах произошло воскрешение из мертвых народа, сгоревшего в огне Катастрофы: «… и опустил Он меня среди долины, и вот она полна костей… И раздался звук, когда пророчествовал я, и сблизились кость к кости ее. И видел я: вот на них жилы и плоть поднялась и покрыла их кожа сверху… и вошло в них дыхание жизни и они ожили. И встали на ноги свои, полчище великое… И Он сказал мне: «Сын человеческий, кости эти – весь дом Израиля» (37: 2 – 11)». Но мы уверяем себя, что мы все еще спим, потому что признать, что все происходящее – это не сон, означает взять на себя ответственность за свое будущее. Что мешает нам увидеть свет конца истории господства народов, начала нового времени, отмеченного свободой сыновей Израиля? Почему нам трудно поверить в то, что мы стоим у вершины лестницы Яакова? Нам все кажется, что двухтысячелетнее изгнание не завершилось, что наше возвращение на землю предков и создание государства ничего не изменило по сути, что мы слабы и немощны и ничего не можем изменить, а пророчество о всеобщем благоденствии должно исполниться само собой в далеком будущем: приедет дядя на осле и раздаст нам медали. А это не так! Медалей «За доблестное терпение» не будет.
Благословение дела рук и усилий духа
Ни одно благословение не осуществляется само собой. Для того, чтобы все предсказанное сбылось, всему народу необходимо приложить силы. Это относится не только к обретению материального благопучия, но и к достижениям народа в области духа. Духовность не будет дана Свыше, если мы не приложим усилий. Говорится: «И Я окроплю вас водою чистою, и очиститесь от всей скверны вашей…» (Йехезкель 36:25). Но это не произойдет без наших усилий! Так же, как разрушенные города – Йерушалаим, Хеврон, Бейтар, Тверия, Цфат – были отстроены руками людей, через которых проявилось Божественное Присутствие в мире; так же, как земля Израиля зацвела благодаря самоотверженному труду народа, через который раскрылась Божественная воля, – точно так же и очищение душ произойдет только, когда мы приложим усилия, чтобы добиться чистоты своей души. Желание достичь высокой духовности, обрести пророчество, исправить мир должно возобладать над желанием устроиться поудобней, найти и крышу над головой, и социальную нишу.
Странный зверь «тяни-толкай»
Те, кто обладает знаниями Торы, часто пытаются обращаться к тем, кто далек от нее. Но знатоки Торы далеко не всегда понимают, что главная задача не в том, чтобы жить на святой Земле, как жили наши предки в странах изгнания, говорить и мыслить, как говорили и мыслили евреи, загнанные в гетто, боясь собственой тени, а в том, чтобы создать высокодуховное государство, способное отсаивать высокие идеалы – и на трибуне мирового сообщества, и с оружием в руках на поле боя, -построить Храм и создать условия для проявления Божественного присутствия. И поскольку существует немало учителей Торы, которые готовы по кускам раздавать Землю врагам, запрещают сопротивляться погромам в святой Земле и велят солдатам исполнять любые приказы, включая выселение евреев из их домов, а также запрещают подниматься на Храмовую гору, мечтая, чтобы арабы забрали ее себе и успокоились, то из «просвящения масс» мало что выходит. Массы относятся с недоверием к тем, кто похож на сказачного зверя тяни-толкая: мечтает о светлом будущем, а тянет назад.
Ступенька и вершина
Но мы на пути к цели, вечной и неизменной. И то, что лестница уходит в бесконечность – не беда: народ Израиля несет связь с бесконечностью в своей душе, и на какой бы ступени он не стоял, он одновременно стоит и на вершине лестницы, и в одно мгновение может раскрыть Образ и Подобие в себе самом. Было бы только желание.