"И вышел Яаков из Беер-Шевы и пошел в Харан" (Берешит, 28:10). Почему ему приходится проделывать в обратном направлении тот путь, которым пришел сюда его дед Авраам? Ответ, казалось бы, вполне ясный, мы видим в предыдущей главе. По наказу матери он бежит от гнева своего брата Эсава, чтобы пересидеть некоторое время у родственников матери; и по приказу отца он направляется туда, чтобы взять себе жену из дочерей Лавана. Но когда читаешь Тору, невозможно ограничиться знанием причин и следствий человеческих поступков.
Надо стараться понять, во-первых, почему Небесное Управление утвердило к реализации именно такой ход событий, и, во-вторых, почему важно описать эти события в Торе. Полное понимание этого недоступно человеческому разуму и составляет как раз суть награды, ожидающей праведных в Грядущем мире.
Нет сомнений в том, что главным персонажем Торы является народ Израиля, избранный для того, чтобы раскрыть в мире Славу Всевышнего. Это раскрытие происходит не в расчете на быстрый эффект и требует от избранников больших усилий и готовности к принятию трудных решений. Вся книга Берешит – наша предыстория. Пророк говорит: "Дни моего народа как дни дерева" (Йешаягу). Как у дерева, в каждом периоде нашей истории можно различить корень, ствол и крону. Так, в эпоху праотцев Авраам соответствует корню, Ицхак – стволу и Яаков – кроне. С выходом Яакова из Беер-Шевы реализовано переданное Ривке пророчество: "Из твоей утробы разойдутся два народа".
Проблема отношений между братьями, возникшая и быстро и трагически разрешившаяся во втором поколении человечества (Каин и Авель), остается острой и в семье Авраама, которому Б-г велит слушаться голоса Сары и прогнать из дома старшего сына Ишмаэля. Ицхак мечтает реализовать братский союз между своими сыновьями. Предназначая благословение всеми благами этого мира Эсаву, он задумывает тандем, в котором старший является опорой младшему, завоевывающему высшие миры. И только Ривка знает, что это невозможно – по природе Эсава, который ничего не даст Яакову, и по небесному определению, что они должны разойтись и двигаться разными путями. Так вместо братской привязанности возникает вечная вражда. "Галаха: Эсав ненавидит Яакова", – говорится в Талмуде. Но замысел Ицхака поставить старшего на страже младшему не провалился. Парадоксальным образом, он осуществляется противоположным образом: неистребимая ненависть потомков Эсава к народу, порожденному Яаковом, служит нам защитным механизмом. И как только Израиль норовит сойти с пути жизни, злобный мир антисемитизма, как бешеный пес, бросается на нас и загоняет обратно!
Таков итог развития событий к концу раздела "Толдот". Середина книги Берешит – благословение, полученное Эсавом: "И мечом своим будешь жить".
Яаков отправляется на чужбину, чтобы заложить там основы Дома Израиля. Раздел "Ваецэ" посвящен подробному рассказу о двадцати годах, проведенных Яаковом у Лавана. Но этот рассказ вставлен в рамку, заслуживающую большого внимания. "И попал в (определенное) место и заночевал там, потому что зашло Солнце, и взял из камней того места… и лег в том месте" (Берешит, 28:11).
Место, в котором оказался Яаков и где он увидел сон с лестницей, не названо по имени, но написано с определенным артиклем и фигурирует в одном этом стихе три раза! Что означает определенность неназванного места и такая настойчивость в употреблении слова а-маком – "это место"? Как ни странно, это слово ("а-маком") не относится к особенно распространенным в Торе. Во всей книге Берешит оно встречается около 40 раз, из них 10 – в нашем разделе, причем 3 раза – в одном этом стихе. Впервые слово " а-маком" встречается в связи с действиями Авраама в избранной Земле и почти всюду связано с существенным приближением к Б-гу. В устной же традиции а-Маком – одно из Имен Всевышнего, выражающее тот факт, что Он – место мира, а не мир – Его место.
В пророческом сне, который Яаков видит на этом месте, Всевышний говорит ему: "Землю, на которой ты лежишь, – тебе отдам ее и твоему потомству" (там же, 28:13).
Проснувшись, Яаков говорит: "Действительно, присутствует Г-сподь в этом месте, а я не знал" (там же, 28:16). "И назвал имя тому месту Бейт Эль (Дом Б-га) …. И дал обет … и камень этот будет Домом Б-га" (там же, 28:19-22).
Пророчество говорит, что в будущем скажут все народы: "Пойдем, поднимемся на эту гору, войдем в Дом Б-га Яакова, чтобы Он научил нас Его законам". Мудрецы удивляются: Б-г Яакова, но не Б-г Авраама и не Б-г Ицхака?! И отвечают: не как Авраам, которого сравнивают с горой, и не как Ицхак, которого сравнивают с полем (ни гора, ни поле еще не пригодны для человеческого обитания), Яаков обещает превратить место встречи с Б-гом в дом.
Из всех трех наших праотцев только Яакова называют совершенным. Как же в таком случае он мог не почувствовать святости того места, где его отцы обращались к Б-гу? Его свойство – надежность. От него нам досталась способность, отклонившись от правильного пути, вернуться на него; способность, не ощутив святости Земли Израиля, почувствовать ее впоследствии. Для этого перед выходом Яакова в первый галут, предвещающий все последующие, ему необходимо было самому во всей остроте испытать этот переход от сокрытия к прозрению.
Завершает наш раздел сцена встречи Яакова с ангелами на пороге входа в свою Землю. (И здесь глагол, описывающий встречу, передан тем же словом пага, что и "попал" в начале раздела).
"И назвал имя тому месту Маханаим" (там же, 32:3). Слово "маханаим" – это двойственное число от слова "стан". А "ангел" – греческий перевод ивритского слова "малах", т.е. "посланец". Возвращаясь в ту Землю, которая только и является местом, предназначенным для потомков Яакова, наш праотец дает месту встречи имя, обозначающее, что стан его Дома равноценен стану ангелов в том, что каждый из них выполняет свою Б-жественную миссию на своем месте!