Еще в утробе матери Эсав и Яаков вели борьбу за превосходство как в духовной сфере, так и на материальном уровне.
Пока человек не родился, его душе открыта и суть вещей, и будущее. Свет души приходит в мир через буквы имени человека, являющиеся его каналами связи с высшим миром. И каждый из братьев пытался изменить качества души, отраженные в имени его противника.
Как утверждает Аризаль, имя Эсав (עשו) изначально должно было звучать как Асуй (עשוי). И борьба шла за букву йод (י(, которая находилась в конце имени Эсава.
Поскольку тело человека отражает духовные структуры, то можно утверждать, что буква йод на духовном уровне находилась под пяткой Эсава.
Поскольку борьба шла одновременно на духовном и материальном уровне, Яаков в момент рождения держался за пятку брата-близнеца: пытался вырвать букву йод, оказавшуюся под пятой Эсава. И ему это удалось: имя Эсав утратило букву йод (עשו вместо עשוי(, а имя Яаков, которое должно было быть Акев (עקב), обрело букву йод в начале (יעקב).
Яаков сделал ее самой важной, самой главной для своей души. Поэтому отец и мать, которые обладали пророческим даром, дали ему имя Яаков, поставив букву йод перед словом акев («пятка»).
Но что она означает буква йод – «י»?
Она – первая точка, с которой начинается мир. Ее «корона» указывает на то, что за ней – бесконечный свет, из которого она вышла, а ее «хвост» указывает на то, что все существующее начинается и развивается из нее. Рамабан пишет: «Весь мир, как его духовные, так и материальные сферы, был создан из одной точки». А мидраш, рассказывая о начале творения, говорит, что Всевышний взял от Своего престола один камень и бросил его в воды бездны.
Считается, что этот камень – скальный выступ на горе Мория, находившийся в Святая Святых Храма. Он соответствует букве йод. Йод входит в состав всех букв, будь то алеф (א), ламед (ל) или шин (ש), или любая другая буква. Он становится действенным в буквах имени человека, когда ребенку делают обрезание. Тогда шед («дух нечистоты») отступает на задний план и проявляется Ша-дай (имя Всевышнего).
Так за что боролись Эсав и Яаков, пытаясь овладеть этой буквой?
За бесконечность, за ее проявление в ограниченном материальном мире!
Но разве можно ухватить бесконечность, наступить на нее пяткой, или зажать в руке? Нельзя объять необъятное.
Но речь и не идет о владении бесконечностью, а о построении связи с ней. Йод – точка, через которую проходит связь с бесконечностью.
От связи с бесконечностью отказался весь мир. Идолопоклонники считали, что Творец далек от мира, и предпочитали служить сотворенным Им силам, считая их самостоятельными. Философы пришли к выводу, что не может существовать прямой связи между бесконечным и конечным. Ученые исключили бесконечность из рассмотрения, сказав, что вне времени и пространства ничего не существует.
А Яакову прямая связь с бесконечностью была нужна, как жизнь. Она была для него главной и определяющей, он был готов идти, куда поведет его свет бесконечности. А Эсав? Будучи сыном Ицхака и внуком Авраама, он не отрицал существование бесконечности и не собирался отказываться от связи с ней. Но он и не собирался подчиняться ей. Напротив, Эсав хотел использовать силы, которые она дает, для претворения своих желаний в жизнь.
Но как буква йод оказалась в пятке Эсава? Она стояла в имени Сары, которую изначально звали Сарай (שרי) – «моя правительница». В ее душе хранилась буква йод – связь с бесконечностью. Всевышний забрал эту букву, так как не сложились условия для того, чтобы связь с бесконечностью проявилась в мире сразу, и дал Саре и Аврааму замену – каждый из них получил букву хей (ה). В этой букве йод – скрытая часть. Жена Авраама ждала, когда у нее родится сын, который поставит букву йод в начале своего имени: сделает связь с бесконечностью главным в своей жизни и проявит ее в мире. И когда родился Ицхак, буква йод встала в начале его имени – Ицхак (יצחק).
Учитывая, что корень צחק означает «большая радость», можно имя сына Сары прочесть, как «радость, напрямую связанная с бесконечностью». За то, чтобы унаследовать букву йод своего отца (Ицхака), близнецы (Эсав и Яаков) боролись в утробе матери.
Но Яакову не удалось проявить букву йод в жизни. Завладев ею, он хранил ее, пока она не раскрылась через одного из его потомков. И об Этом говорит мидраш: «Буква йод, которая была в имени Сарай, была спрятана Всевышним на многие годы, а затем передана Йеошуа, которого сначала звали Ошеа».
Когда бесконечность оказывается величиной подчиненной, когда она оказывается в пятке или даже в руках человека, – недалеко до трагедии. И это можно объяснить это на примере ядерной бомбы: управлять бесконечной энергией человек не умеет, но использовать ее для целей разрушения может. Если только позволить ему, он разрушит весь мир.
То же самое происходит и в духовной сфере: попытка поставить бесконечность на службу себе, приводит к разрушению души. Задача праотцев заключалась в том, чтобы поставить бесконечность во главу угла во всем мире. Но ни Авраам, ни Ицхак, ни Яаков, ни Йосеф не сумели это сделать. Бесконечность выходит на первый план, быть реальностью, управлять миром, начиная с завоевания земли Израиля. И именно Йеошуа завоевал ее.
Яаков вступил в борьбу с Эсавом, но отказался от ее продолжения. Он также отказался от борьбы за землю с народами, населявшими ее. И буква йод хранилась у Всевышнего, пока не появился Йеошуа, который вышел на борьбу за землю Израиля и через которого были сделаны чудеса, затронувшие и пространство, и время. Бесконечность начала проявляться в мире, подчиняя себе все, что связано с материей,
В будущем бесконечность проявится через скальный выступ на горе Мория, находившийся в Святая Святых Храма. Это произойдет, когда Храм будет отстроен. И об этом говорили пророки: «И будет в день тот: выйдут воды живые из Йерушалаима, половина их – к морю восточному, и половина их – к морю западному; летом и зимой будет так. И будет Бог царем на всей земле, в день тот будет Бог один (для всех), и имя Его – одно» (Зхарья, 14:8-9). «И будет: в конце дней утвердится гора дома Б-га (и вознесется) над вершинами (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: «Давайте взойдем на гору Б-га, в дом Б-га Яакова, и укажет (Он) нам пути Свои, и мы пойдем по дорогам Его. Ибо из Цийона выйдет Тора и слово Б-га – из Йерушалаима. И рассудит Он между нациями, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на мотыги и копья свои – на ножницы (для обрезания ветвей); не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Йешаягу, 2:2-4).