959

Недельная глава Тецавэ. Приоткроем… Талмуд

February 19, 2005 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

У каждого мудреца Торы, оставившего след на его страницах свой подход к Учению. Рава (330 – 352 гг н. э.) жил на территории Персии. Удастся ли нам разглядеть «красную нить» – главную мысль, пронизывающую все его высказывания? Он считал, что талмид хахамом ("мудрецом") может называться только тот, чье поведение отражает его внутреннее содержание (Йома, 72б). Но и от простых людей Рава требовал честности и постоянной устремленности к высокой духовности: "В тот момент, когда человека приводят на суд небесный, спрашивают его: "Ты вел свои дела честно? Установил постоянное время для занятий Торой каждый день? Старался исполнить заповедь "плодитесь и размножайтесь"? Ожидал ли ты спасения еврейского народа?" А самое главное, – заключал Рава, – это трепет перед небесами" (Шабат, 31а). "Всевышний требует сердце человека" (Санэдрин, 106б) – часто повторял Рава. Он проявлял огромное рвение в соблюдении заповедей. Так, например, пост Йом Кипур продолжался для него два дня – подобно всем праздничным дням в диаспоре (Рош а-Шана, 21а). При всем уважении к Торе, он никогда не требовал от своих учеников, чтобы они полностью посвятили себя ее изучению, и просил их не приходить к нему в Нисане и Тишрее – в месяцы, на которые приходится сев и жатва. Ученики, которые учились у Равы, никогда не удовлетворялись занятиями у других учителей (Таанит, 9а). Рав Ада бар Ада сказал ученикам Пумбедиты: "Вместо того, чтобы обгладывать кости у Абайе, приходите есть мясо у Равы" (Бава Батра, 22а). Один из главных принципов Равы – предельное уважение к человеку. Он говорил своим ученикам: "Тот, кто обидит товарища на людях так, что побелеет его лицо, – нет ему удела в будущем мире" (Бава Меция, 59а). По мнению Равы, человек, не имеющий настоящего товарища, с которым можно вместе разбирать самые разные вопросы, не может изучать Тору. "Или товарищ – или смерть," – говорил Рава, имея в виду, что без продвижения в Торе нет жизни, а оно невозможно без настоящего друга. Рава превозносил добрые отношения в семье и считал, что благополучие дома во многом зависит от женщины. Он говорил: "Как плохо с плохой женой и как же хорошо с хорошей!" (Йебамот, 63б). Наверно стремление к искренности в отношениях с Б-гом и людьми было главным для Рава. «Всевышнему нужно сердце…»