910

Недельная глава Шмот: Если бы не было Исхода

January 1, 2005 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Свобода
Основная тема книги Шмот, которую весь еврейский народ начинает читать в эту субботу, – освобождение из рабства, исход, обретение свободы на физическом, а затем и на духовном уровне.
Наиболее отчетливо первостепенное значение свободы проявляется в тот момент, когда Всевышний раскрывается Своему народу как Тот, Кто отрицает рабство: "Я Б-г Вс-сильный твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства" (Шмот, 20:2).

Если б не было исхода
Принципиальное значение исхода в истории духовного прогресса человечества легко доказывается методом "от противного". Представим себе, что исхода не было, а справедливость была восстановлена революционным путем: вмешательство Всевышнего в ход событий сделало евреев хозяевами Египта и отдало им бывших хозяев в услужение. Но известно, что раб, занявший место господина, ничуть не лучше своего поработителя (а иногда и хуже) и способен проявить еще большую жестокость и бесчеловечность, чем его бывший хозяин. В личном плане при перемене мест слагаемых "раб – господин" меняется многое, но, с точки зрения мирового прогресса, не происходит ничего. Рабство остается рабством, из культур порабощенного и поработителя выплавляется новая культура, основывающаяся на старых концепциях, восхваляющая силу и жестокость и основанная на служении идолам, олицетворяющем животный инстинкт, сытость и достаток.

Революции нередко становились толчком для многих положительных изменений (в том числе, и для обретения свободы). Но это происходило не в силу изменения человеческой природы и желания одних дать свободу другим. Просто конкретная ситуация приводила к изменениям, в результате которых вновь поднимались люди, стремившиеся к власти и безжалостно расправлявшиеся со своими противниками.

Исход до исхода
Для того, чтобы стать свободным, нужно подняться и уйти. Только в исходе есть отрицание рабства как такового и отвращение к нему как к явлению, оскорбляющему человеческое достоинство. Только исход может родить новую культуру, преисполненную любви к человеку и светлых чувств, без которых невозможна любовь к Творцу. Пророк Йирмеяу описывает исход как момент проявления высокой любви: "Я помню о твоей доброте ко Мне в юности твоей, о любви твоей безупречной, как шла ты за Мной по пустыне, по земле незасеянной" (2:2).

Исход еврейского народа из среды египтян стал уникальным моментом мировой истории. Упрекая евреев в неумении увидеть действие Б-жественного провидения, Тора спрашивает: "…попыталось ли божество явиться и взять себе народ из среды народа?" (Дварим, 4:34). Иными словами, исход – настолько непостижимое явление, что ни одному народу даже не пришло в голову создать какой-либо миф, основанный на рассказе о перемещении нескольких миллионов людей в другую страну.

Но как бы ни было удивительно само перемещение подневольных людей, внезапно обретших свободу, еще большее удивление вызывает их переход в иное духовное состояние: освобождение не только от государственной машины порабощения и от ненавидящего их населения, но и обретение свободы на глубоком психологическом уровне. Этот переход совершился до того, как сыновья Израиля двинулись к границе Египта, и тем более до того, как на третий день пути они прошли через Пи а-херут ("Ворота свободы") и оказались на территории, неподвластной фараону.

Принципиальные изменения души евреев претерпели в ночь, предшествовавшую исходу, когда каждому было велено оставаться в своем доме. Свобода не определяется социальным статусом или экономическим положением. Свобода – определенное состояние души, которое обретается после того, как человек отказывается от мировоззрения и культурного наследия языческого прошлого всего человечества. Вместе с тем, понятие свободы нельзя ограничить только категорией отрицания и разрушения старого – оно предполагает также положительный заряд: обретение духовного потенциала, из которого, как из зерна, произрастут принципиально иной человек и иное общество. Переход от одного духовного состояния к другому – еще большее чудо, чем переход границ Египта.

Мидраш, говоря об отделении еврейского народа от египтян, приводит в пример плавильщика, очищающего золото, и пастуха, помогающего скотине при родах: "Так же как плавильщик протягивает свою руку и берет золото из печи и как пастух засовывает руку в утробу скотины и вынимает плод – так вывел Всевышний народ из Египта" (Сохар тов).
Все чуждое, проникшее в среду народа за период рабства, похоже на примеси, которые выжигаются огнем. О евреях поколения исхода говорится, что они опустились на 49 ступеней нечистоты. Пятидесятая ступень – последняя, и с нее нет возврата. Поколения, родившиеся в Египте, во многом разделяли представления о жизни своих поработителей, они были связаны с его обычаями и культурой так же, как теленок связан пуповиной с коровой. Но чудо в одно мгновение оборвало эту связь (Маарал, Гвурот а-Шем 3): Его рука очистила души в одно мгновение. Изменения, произошедшие с сыновьями Израиля, подобны рождению нового человека.

Права раба
Тора отрицает рабство (похищение человека и лишение его свободы наказывается смертной казнью). И хотя это понятие сохраняется в ее законах, оно обретает совершенно иной смысл, нежели тот, который вкладывали в него все народы. Еврей может быть продан в рабство по решению суда только в двух случаях: если он уличен в воровстве или если, обеднев, он не может кормить семью. В последнем случае его положение и взаимоотношения с хозяином регулировались законами, определяющими права поденного рабочего. Все то время, пока раб-еврей находился в зависимом положении, хозяин был обязан содержать его семью. Раба-еврея нельзя было бить и унижать, через шесть лет он выходил на свободу. Раб-нееврей также обладал большими правами, и его убийство наказывалось смертной казнью. Отношение к рабу не должно было определяться его трудоспособностью, возрастом и профессиональными навыками. Раб обладал правом обратиться в суд и отстаивать свои права в судебном порядке.

Еврейский закон представляется несомненным результатом прямого Б-жественного вмешательства, цель которого – уничтожение бесчеловечного обычая и изменение основ человеческой психологии, позволяющих его практиковать. Несмотря на то, что в некоторые исторические периоды значительная часть сыновей Израиля пренебрегала многими законами Торы, запрет порабощения человека, безжалостной эксплуатации и унижения его достоинства всегда соблюдался как в Южном, так и в Северном царствах. И, как следствие, еврейское царство было построено руками свободных людей.

Для исправления других народов потребовались тысячелетия. Только познакомившись с идеями Торы в начале этой эры (пусть даже в той извращенной трактовке, которая получила распространение благодаря христианству), мир начал медленно сдвигаться в сторону равенства и уважения прав личности. Однако система рабского труда – со всеми ее отвратительными атрибутами – продолжала существовать еще несколько исторических эпох, более того, в пятнадцатом веке начался новый этап порабощения человека: в 1444 г. Португалия начала торговлю африканскими рабами. В 1619 г. первые рабы были выгружены в порту Джейстаун в Виргинии.

В 1860 г. численность рабов на американском континенте достигла четырех миллионов. Жестокость обращения с ними (постоянное ношение кандалов, нанесение увечий, изнурительный труд) превосходила всякое воображение. Только в 1926 г. рабство было официально запрещено Лигой Наций, однако в 1951 г. комиссия ООН еще слушала отчет о снижении численности рабов в мире (что свидетельствует о существовании рабства как массового явления в середине 20-го века).

(Использованы фрагменты лекций Рава Зеева Султановича)

Исход, худ. М.Шагал (фрагмент)