«…вот живые существа, которых вы можете есть» из всех животных, что на земле: всякое с раздвоенными копытами, с расщепленными копытами, которое отрыгивает жвачку, из скота — его можете есть». Только таких не ешьте из отрыгивающих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жвачку отрыгивает, но копыта его не раздвоены… шафана (дамана), потому что он жвачку отрыгивает, но копыта его не раздвоены, и зайца, потому что (хотя) он жвачку отрыгивает, но нет у него раздвоенного копыта.., и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и с разрезом, но жвачку она не отрыгивает».
Ваикра, 11:2-4 Текст Торы, кроме буквального понимания, предполагает и аллегорическое прочтение. Но оно требует от человека развитого образного мышления. Четыре вида животных, запрещенных для употребления в пищу, — один из самых ярких примеров. По традиции известно, что они символизируют четыре мировые державы, противостоявшие евреям на протяжении долгой истории: верблюд — Вавилон, даман — Персия, заяц — Греция, свинья — Рим. Но для того, чтобы ответить на вопрос «Почему именно эти животные?», необходимо познакомиться с системой образов Торы. Авраам, которому было велено взять четырех животных разных видов и голубя и принести их в жертву (Берешит, 15:13), знал, что они указывают на одно из государств, которые в будущем будут властвовать над его потомками. Об этом было известно и Яакову, видевшему во сне лестницу, по которой поочередно поднимаются и спускаются четыре ангела (Берешит, 28:12; Раши). Наиболее полно четыре царства и периоды их господства описаны в книге Даниэля. Это и четыре составляющие колосса во сне Невухаднецара: золотая голова, серебряные грудь и руки, медный живот и глиняные ноги; и четыре сражающихся друг с другом животных. Источник, из которого четыре царства черпают энергию, был раскрыт пророку Йехезкелю: он видел четырех ангелов с головами животных под Престолом Славы (Мальбим). А Зхарье открывается, что каждая из этих сил, проявляясь и становясь доминантной при становлении одного из царств, не исчезает, когда оно утрачивает свое могущество. Потенциал, заложенный в нем, становится одной из составляющих сил новой мировой державы. Наши мудрецы также говорят о связи определенного царства с одним из четырех основных преступлений народа Израиля: идолопоклонством, убийством, развратом, использованием дара речи во вред ближнему. Каждое из них соответствует одной из четырех основ материи: огню, воде, воздуху, земле. До тех пор, пока еврейский народ сохраняет свой высокий духовный уровень, эти силы не властны над ним. Огонь, разрушающий все материальные формы, становится наказанием за идолопоклонство, причина которого коренится в желании приписать Всевышнему свойства элементов природы или человека и изобразить Его как один из объектов окружающего мира. Не случайно Вавилон, жители которого поклонялись огню, стал разрушителем Иудеи, погрязшей в идолопоклонстве со времен царя Менаше. Вода, будучи лишена ограничительных рамок сосуда, способна распространяться и разрушать. Она является выражением желания людей забыть о единстве, отдалиться от объединяющего начала и, в конце концов, разрушив все связи, превратиться в отдельные капли, каждая из которых считает себя самодостаточной, ибо способна отразить весь мир. Вода становится наказанием за пролитие крови — изгнание души из тела. Изгнание духовного объединяющего начала из общества также называется пролитием крови, и сыновья Израиля, отказавшись от Торы, теряют свою жизнеспособность. Слово «Парас» («Персия») происходит от ив-ритского корня, значение которого — «распространяться». Персы (быстро заполнявшие пространство подобно растекающимся водам) — народ, отличавшийся грубой силой (Авода Зара, 26). Они стали наказанием за пролитие крови в эпоху Первого Храма. Воздух — ветер, который мечется между холодом и теплом, становится наказанием за разврат, который характерен для людей, постоянно меняющих свои привязанности из-за отсутствия духовной связи. Греция, поклонявшаяся внешней красоте, стала наказанием за это преступление. Земля — символ дара речи, используемого для того, чтобы сеять вражду, которая разъединяет людей и делает их похожими на сухие комья земли. Рим, не создавший собственной религии и известный коварством, лживостью и надменностью своих жителей, стал наказанием за дурной язык и беспричинную ненависть, распространившуюся среди сыновей Израиля в конце периода Второго Храма. Но вернемся к животным, запрещенным для употребления в пищу. Выбор верблюда, как образного выражения сущности Вавилона, вполне понятен: «гамаль» значит «оторванный», «не нуждающийся в питании». Отрывание ребенка от груди, когда женщина перестает кормить его своим молоком, называется «гмила» (тот же корень, что и «гамаль»). Вавилон лишил евреев Шхины, постоянно поддерживавшей их существование. Даже после возвращения из Вавилонского плена Шхина не вернулась к нам в полной мере. Постоянное пророчество прекратилось, и мы стали похожи на человека, который идет по пустыне, имея некоторый запас воды. Все, что у него есть, — есть. А пополнить этот запас неоткуда. После Вавилонского изгнания начался период осмысления того, что мы получили раньше в период пророчества. Персия сравнивается с даманами, которые живут на уступах скал в гористой местности. Каждый из них выглядывает из-за своего камня, и они никогда не собираются вместе. Даман стал образом Персии, потому что в ней еврейский народ, разделившись на отдельные общины, в значительной степени перестал представлять из себя нечто целое. Заяц, известный своим быстрым бегом, символизирует греческий период: евреи, убегая от преследований, которым они подвергались на Земле Израиля, расселились по разным странам. А это привело к еще большему разъединению. Свинья символизирует Рим. Раздвоенные копыта при отсутствии внутреннего признака кашерности — ее отличительная черта. Рим предложил всему миру религию, очень похожую на иудаизм, но лишенную глубины, которая есть в Торе. Получается, что животные, о которых говорится в нашей главе, — рассказ о том, что произошло с нами на протяжении истории.