496

Недельная глава Ноах: Накануне потопа

October 25, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

Ноах родился в 1056 году и прожил 900 лет. Его отцом был Лемех (которому в момент рождения Ноаха был 181 год), а матерью – Ашмуа бат Элишува, внучка великого праведника Ханоха. Ноах был первым, кто родился после смерти Адама. Земля в то время почти не давала урожай, и человеку не было смысла обрабатывать ее. Многие (несмотря на то, что животных и не было разрешено убивать) жили охотой, как отец Ноаха. Другие собирали то, что вырастало на земле само по себе. Отец Ноаха, обратив внимание на особенность пальцев на руках сына (они были гораздо более длинными и четко разделенными), догадался, что ему предназначено будет работать на земле, и, решив, что с ним придет утешение, назвал его Менахем ("этот утешит нас"). И вырос Ноах, и пошел по пути своего деда Метушелаха, и был человеком цельным и прямым. А люди в то время научились друг от друга злодейству: занимались идолопоклонством, притесняли, грабили, предавались разврату. Животные и птицы переняли от людей их пути, и разные виды стали соединяться вместе. Люди, обладающие властью, стали забирать себе чужих жен.
И решил Всевышний в то время: "Сотру человека с земли". И умерли все люди праведные прежде, чем Всевышний привел на мир наказание. Энош умер в 1140 году, когда Ноаху было 84 года. Кенан умер в 1235 году, когда Ноаху было 179 лет. Меалалель умер в 1290 году, когда Ноаху было 294 года. Йеред умер в 1422 году, когда Ноаху было 366 лет… Прошло много лет, и остался из праведных людей только Метушелах. Всевышний приказал Метушелаху и Ноаху взывать к своим современникам и призывать их оставить дурные пути. Метушелах и Ноах говорили, что Всевышний не сделает людям дурного, если они исправятся, и что осталось им на раздумье 120 лет. И говорили об этом Метушелах и Ноах каждый день, но не имело это никакого действия. Ноах не хотел брать жену и рожать детей, которые, как он считал, погибнут во время потопа. Он изо всех сил старался убедить людей исправить свои пути, но в какой-то момент испугался и убежал. И тогда Всевышний повелел ему построить ковчег…

Работа на земле

Из этого рассказа, который приводится в книге "Седер а-Дорот" ("Порядок поколений") очевидно, что работа на земле – основа существования человечества, и, забросив ее, оно неизбежно сбивается с пути. И в словах отца Ноаха в момент его рождения – "Этот утешит нас" – ощущается осознание огромной проблемы, заключающейся в том, что люди не работают на земле и, таким образом, невозможно выйти из какого-то замкнутого круга, а также надежда, появившаяся в момент рождения человека другого свойства, способного держать в руках орудия труда и обрабатывать землю.
Что имел в виду Лемех? Он не был праведным человеком, но не был и злодеем. Он размышлял о путях человечества и хотел исправления, хотя не знал, как справиться с дурным желанием, и сам следовал за ним. По его представлению, исправление – в том, чтобы работать на земле.
Земля… Есть у нее своя тайна, и с ней связано как падение человека, так и его исправление. Адам был помещен в сад Эден "хранить его и обрабатывать его". Первая заповедь, которую человек получил – "со всех деревьев сада ешьте…". Грех Адама связан с силой земли, которая произрастила не то дерево, о котором ей повелел Всевышний. И наказание его связано с землей: "Проклята земля из-за тебя. Колючки и тернии произрастит она тебе, и в поте лица будешь есть хлеб".

Мир мощи и силы

Это был мир сильных и мощных людей, которые черпали свою силу не от земли, а из духовных сфер, куда они научились проникать. О Ноахе говорят, что он изобрел земледельческие орудия, так как проклятие, лежавшее на земле из-за Адама, с его смертью должно было ослабнуть, и должен был вновь появиться смысл в обработке земли. Ноах (труд которого получил благословение, потому что он ходил с Б-гом) знал, что ни одно дело он не может сделать без Всевышнего, что Б-г ожидает от человека самостоятельности, но вместе с тем и понимания, что один он ничего не может сделать.
Ноах призывал людей отказаться от получения энергии из высоких духовных сфер и призывал их работать на земле, что само по себе даст осознание того, что все зависит от Б-га. Пока человек проникает в высокие сферы, ему кажется, что он самостоятелен и что в какие-то моменты он может быть сильнее Б-га. И так он приходит к мысли, что может остановить потоп, а потом – что может построить башню и сражаться со Всевышним. И все это из-за того, что он не хочет работать на земле.

Ноах – человек земли

Ноах родился, чтобы работать на земле, и сразу после потопа насадил виноградник, но, к сожалению, многие допотопные проблемы перенеслись с ним в послепотопный мир. И свидетельство тому – то, что он опьянел. Человек, мозг которого не обладает недостатком, не подвержен воздействию материи.
Можно ли сказать, что испорченность поколения потопа проникла в Ноаха и он не смог стать человеком, работающим на земле и верующим, что все зависит от Всевышнего? Представляется, что нет. Ноах был чист от грехов допотопных людей. В чем же была его проблема? Сборник "Мидраш Раба" говорит, что Ноах был наказан за то, что не вышел из ковчега вместе с женой, как ему было велено: "Выйди ты и жена твоя". Он вышел отдельно от нее. В этом проявилось его желание преодолеть грех, приведший к потопу, и преодолеть страсть влечения к женщине. И в этом было влияние допотопного мира: привычка остерегаться всего, видеть мир враждебным и таящим в себе опасность. А самое главное,
он считал, что окружающий мир сильнее его и нужно быть очень осторожным. И поэтому Ноах оказался неспособным начать новую жизнь как естественное существование человека на земле. Земля ответила ему тем же – она произрастила прекрасный плод, который был сильнее его и которого следовало остерегаться.
Человек должен быть сильнее материи, как сказано: "Плодитесь, и размножайтесь,
и овладейте ею (землею)". Таким он сотворен, и ему не следует опасаться
материальных сил – нужно лишь обратиться к Небесам с молитвой, приложить собственные
усилия и выразить благодарность Творцу.

Ноах родился в 1056 году и прожил 900 лет. Его отцом был Лемех (которому в момент рождения Ноаха был 181 год), а матерью – Ашмуа бат Элишува, внучка великого праведника Ханоха. Ноах был первым, кто родился после смерти Адама. Земля в то время почти не давала урожай, и человеку не было смысла обрабатывать ее. Многие (несмотря на то, что животных и не было разрешено убивать) жили охотой, как отец Ноаха. Другие собирали то, что вырастало на земле само по себе. Отец Ноаха, обратив внимание на особенность пальцев на руках сына (они были гораздо более длинными и четко разделенными), догадался, что ему предназначено будет работать на земле, и, решив, что с ним придет утешение, назвал его Менахем ("этот утешит нас"). И вырос Ноах, и пошел по пути своего деда Метушелаха, и был человеком цельным и прямым. А люди в то время научились друг от друга злодейству: занимались идолопоклонством, притесняли, грабили, предавались разврату. Животные и птицы переняли от людей их пути, и разные виды стали соединяться вместе. Люди, обладающие властью, стали забирать себе чужих жен.
И решил Всевышний в то время: "Сотру человека с земли". И умерли все люди праведные прежде, чем Всевышний привел на мир наказание. Энош умер в 1140 году, когда Ноаху было 84 года. Кенан умер в 1235 году, когда Ноаху было 179 лет. Меалалель умер в 1290 году, когда Ноаху было 294 года. Йеред умер в 1422 году, когда Ноаху было 366 лет… Прошло много лет, и остался из праведных людей только Метушелах. Всевышний приказал Метушелаху и Ноаху взывать к своим современникам и призывать их оставить дурные пути. Метушелах и Ноах говорили, что Всевышний не сделает людям дурного, если они исправятся, и что осталось им на раздумье 120 лет. И говорили об этом Метушелах и Ноах каждый день, но не имело это никакого действия. Ноах не хотел брать жену и рожать детей, которые, как он считал, погибнут во время потопа. Он изо всех сил старался убедить людей исправить свои пути, но в какой-то момент испугался и убежал. И тогда Всевышний повелел ему построить ковчег…

Работа на земле

Из этого рассказа, который приводится в книге "Седер а-Дорот" ("Порядок поколений") очевидно, что работа на земле – основа существования человечества, и, забросив ее, оно неизбежно сбивается с пути. И в словах отца Ноаха в момент его рождения – "Этот утешит нас" – ощущается осознание огромной проблемы, заключающейся в том, что люди не работают на земле и, таким образом, невозможно выйти из какого-то замкнутого круга, а также надежда, появившаяся в момент рождения человека другого свойства, способного держать в руках орудия труда и обрабатывать землю.
Что имел в виду Лемех? Он не был праведным человеком, но не был и злодеем. Он размышлял о путях человечества и хотел исправления, хотя не знал, как справиться с дурным желанием, и сам следовал за ним. По его представлению, исправление – в том, чтобы работать на земле.
Земля… Есть у нее своя тайна, и с ней связано как падение человека, так и его исправление. Адам был помещен в сад Эден "хранить его и обрабатывать его". Первая заповедь, которую человек получил – "со всех деревьев сада ешьте…". Грех Адама связан с силой земли, которая произрастила не то дерево, о котором ей повелел Всевышний. И наказание его связано с землей: "Проклята земля из-за тебя. Колючки и тернии произрастит она тебе, и в поте лица будешь есть хлеб".

Мир мощи и силы

Это был мир сильных и мощных людей, которые черпали свою силу не от земли, а из духовных сфер, куда они научились проникать. О Ноахе говорят, что он изобрел земледельческие орудия, так как проклятие, лежавшее на земле из-за Адама, с его смертью должно было ослабнуть, и должен был вновь появиться смысл в обработке земли. Ноах (труд которого получил благословение, потому что он ходил с Б-гом) знал, что ни одно дело он не может сделать без Всевышнего, что Б-г ожидает от человека самостоятельности, но вместе с тем и понимания, что один он ничего не может сделать.
Ноах призывал людей отказаться от получения энергии из высоких духовных сфер и призывал их работать на земле, что само по себе даст осознание того, что все зависит от Б-га. Пока человек проникает в высокие сферы, ему кажется, что он самостоятелен и что в какие-то моменты он может быть сильнее Б-га. И так он приходит к мысли, что может остановить потоп, а потом – что может построить башню и сражаться со Всевышним. И все это из-за того, что он не хочет работать на земле.

Ноах – человек земли

Ноах родился, чтобы работать на земле, и сразу после потопа насадил виноградник, но, к сожалению, многие допотопные проблемы перенеслись с ним в послепотопный мир. И свидетельство тому – то, что он опьянел. Человек, мозг которого не обладает недостатком, не подвержен воздействию материи.
Можно ли сказать, что испорченность поколения потопа проникла в Ноаха и он не смог стать человеком, работающим на земле и верующим, что все зависит от Всевышнего? Представляется, что нет. Ноах был чист от грехов допотопных людей. В чем же была его проблема? Сборник "Мидраш Раба" говорит, что Ноах был наказан за то, что не вышел из ковчега вместе с женой, как ему было велено: "Выйди ты и жена твоя". Он вышел отдельно от нее. В этом проявилось его желание преодолеть грех, приведший к потопу, и преодолеть страсть влечения к женщине. И в этом было влияние допотопного мира: привычка остерегаться всего, видеть мир враждебным и таящим в себе опасность. А самое главное,
он считал, что окружающий мир сильнее его и нужно быть очень осторожным. И поэтому Ноах оказался неспособным начать новую жизнь как естественное существование человека на земле. Земля ответила ему тем же – она произрастила прекрасный плод, который был сильнее его и которого следовало остерегаться.
Человек должен быть сильнее материи, как сказано: "Плодитесь, и размножайтесь,
и овладейте ею (землею)". Таким он сотворен, и ему не следует опасаться
материальных сил – нужно лишь обратиться к Небесам с молитвой, приложить собственные
усилия и выразить благодарность Творцу.