Тора всегда исходит из того, что человек создан по Образу и Подобию, а следовательно, обладает бесконечным потенциалам, позволяющим ему возвыситься духовно. И в этом его предназначение. И если Фрейд низводит отношения, складывающиеся между мужчиной и женщиной, к непреодолимому животному инстинкту, который влияет на сознание человека и даже формирует его, то Тора утверждает, что через любовь между мужем и женой раскрывается имя Всевышнего. И более того – высокие отношения между супругами уходят своими корнями в те сферы, где само имя Б-га, ради познания которого сотворен мир, отступает на задний план и из цели творения превращается в средство, служащее для возрождения любви. Имя Б-га, которое нельзя уничтожать (даже если оно написано случайно), стирается ради сохранения семейного очага. Речь идет о законе, применяемом в том случае, когда жена (уединившись с каким-то мужчиной, хотя, быть может, и не имея дурных намерений и не преступив порог дозволенного) дала мужу повод для ревности. Муж, заподозривший жену в неверности, должен был привести ее в Храм к священнику – коэну, который брал с нее клятву, что она никогда не изменяла своему супругу. При этом коэн давал ей выпить воду, в которой была растворена часть свитка Торы, описывающая этот закон, и немного земли, взятой из того места, где стоял Мишкан. Если клятва была ложной, то женщина погибала. Вместе с ней погибал и тот, с кем она прелюбодействовала, даже если он находился совсем в другом месте. Если же клятва была истинной, то женщина получала благословение и у нее рождался сын. Но остается непонятным, почему мужчина должен выяснять истину и прибегать к таким средствам для ее выяснения. Ведь Тора наделила его правом развестись с женой, написав разводное письмо и передав ей. И хотя развод считается крайне нежелательным действием и говорят, что даже жертвенник в Йерушалаиме плачет, когда супруги расстаются друг с другом, в данном случае у мужа есть веская причина, чтобы отослать жену – ее нескромное поведение. Также непонятно, почему жена должна идти на такую унизительную процедуру – ведь по закону она может отказаться, и тогда у ее супруга не останется другого выбора, кроме как написать ей разводное письмо. И у нее есть причина расстаться с ним – разве не оскорбительны его подозрения? Однако ни он, ни она не готовы расстаться. И причина одна: они любят друг друга и стремятся к тому, чтобы их отношения были предельно искренними. Но кто теперь поможет восстановить их, если в сердце мужа закралось подозрение (он и сам, может быть, не рад ему, но мысль о неверности жены не дает покоя)? Только Всевышний, видящий все и знающий все, может успокоить его сознание. И вот оба они идут в Храм. И та любовь, которую Фрейд пытался представить как животный инстинкт, раскрывается как чувство, возникающее из-за того, что Всевышний сотворил мужчину и женщину, как единое целое. И, разделив их, соединил заново Своим именем: буквы «йод» и «hэй», составляющие одно из имен Всевышнего, входят в слова иш («муж») и иша («жена»). Если из слова иш извлечь букву «йод», а из иша – «hэй», то оба слова превратятся в слово эш («огонь»). Буквы «йод» и «hэй» не позволяют отношениям между мужчиной и женщиной превратится во всепожирающий огонь, который вспыхнет и погаснет, а возвышают их до небес и делают вечными. Стереть имя Б-га с пергамента, чтобы убедиться, что оно по-прежнему связывает мужа и жену и, если даже оно исчезнет повсюду, то мир будет продолжать существовать, потому что оно хранится в их душах! В Святая Святых – свиток Торы, в которой с помощью слов и имен выражено все, что было, есть и будет. Вместе со скрижалями он хранится в Ковчеге Завета. Тора раскрывается прежде всего как любовь, и поэтому на крышке ковчега – два одинаковых, выбитых из цельного куска золота, ангела, которые смотрят друг на друга, и лишь неуловимые оттенки позволяют догадаться, что у одного из них – мужское, а у другого – женское лицо. И закон о том, что имя Всевышнего растирается вместе с пергаментом ради сохранения любви, заставляет задуматься: что важнее? Истина или любовь? Ответ очевиден: любовь, потому что без любви истина не нужна никому. Не следует думать, что требование быть верным Тора предъявляет только к женщине. Если мужчина изменял своей жене, то воды не действуют на женщину, даже если она изменила мужу. Небеса не наказывают ее, если муж не любил ее и был готов променять на другую! Во втором веке до новой эры, когда из-за сближения с эллинизмом в еврейском народе распространились такие несвойственные для него ранее явления, как супружеские измены, было отменено применение воды с растворенным именем Всевышнего. Были часты случаи, когда мужчины, изменявшие своим женам, приводили их в Храм, и проверка не срабатывала. Чтобы не происходило осквернение имени Всевышнего, прекратили производить саму процедуру проверки. Ревность и любовь… Рабби Ишмаэль говорил, что нет такой заповеди – «ревновать», а рабби Акива утверждал, что ревновать – заповедь. Чья любовь была сильнее? Говорят, что не было любви сильнее, чем любовь рабби Акивы к его жене Рахель.