Недельная глава Мишпатим. Рабство в прошлом и настоящем

Недельная глава Мишпатим. Рабство в прошлом и настоящем

January 27, 2011 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

«Если купишь раба-еврея, шесть лет пусть служит он, а в седьмой пусть выйдет на волю без выкупа…» (Шмот, 21:1,2).

Тора не отменила рабство, но ввела такие законы, которые ликвидировали его де-факто. Она запретила сыновьям Израиля покупать и продавать своих братьев. В рабство еврей мог попасть только по решению суда и только за то, что украл, использовал украденное и не смог вернуть его стоимость хозяину. Раба-еврея было запрещено бить и оскорблять, следовало заботиться о его семье и освободить его через шесть лет, дав подарок, который поможет ему устроиться в дальнейшей жизни. Раб из другого народа должен был пройти обрезание, и на нем лежала обязанность не нарушать запреты Торы и участвовать в пасхальной трапезе. Его нельзя было ни убить, ни нанести ему увечье, а будучи освобожден, он становился полноправным членом общества. Экономически рабский труд при таких законах становился невыгодным. И в Израиле ни в эпоху завоевания земли, ни в эпоху судей, ни в эпоху царей не было рабовладельческого строя. Все постройки, гораздо более внушительные, чем пирамиды, создавались свободными людьми. Это было и во времена Шломо, и во времена царя Ирода. Масштабность этого экономического чуда можно оценить только, если представить современное развитое государство, которое обходится без нефти и нефтепродуктов.

 

ЯВЛЕНИЕ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО

 

Рабство, как явление, отошло в прошлое. Законы стран стали более человечными, и в школах детей учат уважению к каждому человеку. И хотя общество не стало идеальным, оно поднялось на иную ступень развития по сравнению с древним миром. И это произошло благодаря влиянию Торы, изменившему сознание народов (но ни один из них до сих пор не выразил признательности еврейскому народу за неоценимую помощь, оказанную человечеству в подъеме на новую ступень развития).

Представим себе, что западный мир усвоил бы не ценности Торы, а взял бы за основу принципы греческой цивилизации. Аристотель называл раба одушевленным орудием, а орудие – неодушевленным рабом. И человечеству очень повезло, что его «Этика» не стала каноном для всего мира, как его представления о вселенной, которые завладели умами людей.

За отношением к рабу скрывается еще более серьезная проблема: отношение к человеческой жизни вообще. Не нужно забывать, что не только в Спарте, но и в Афинах убивали детей, если приходили к заключению, что ребенок недостаточно здоров, чтобы быть полезным для общества. И если бы сыновья Израиля не выстояли в борьбе с эллинизмом, отстаивая принципы Торы ценою своих жизней, то не было бы и современного общества, в котором декларируется равноправие, уважение к человеку и обязанность заботиться о сохранении каждой жизни.

 

ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ…

 

Борьба за непреходящие ценности не закончена. Она будет продолжаться, пока мир не придет к своему исправлению. А пока только кажется, что принцип «человек создан по Образу и Подобию» ни у кого не вызывает возражения. И свидетельство тому та популярность и сила, которую обрел в современном мире ислам.

Еще Рамбан говорил, что в отличие от христиан, с мусульманами не следует вести полемику. Он отмечал, что христиане признают истинность Торы, а мусульмане – нет. (Это не значит, что христиане осознали, что все, что у них есть хорошего, взято непосредственно из Торы, полюбили евреев, и стали нашими лучшими друзьями.)

Ислам утверждает, что евреи умышленно исказили текст Торы, внеся в него добавления: они записали, что человек создан по Образу и Подобию, в то время, как у «Алла» нет ни образа, ни подобия; добавили заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя», а также изобрели понятие святости брака и уважения к женщине. Истинной заповедью Торы, записанной так, как она была дана Моше, ислам считает «око за око, зуб за зуб». И палачи калечат людей, так как судьи не дали себе труда разобраться, что речь идет о денежной компенсации за нанесенное увечье. Телесные наказания и публичные казни на площадях – неотъемлемая часть жизни мусульманских стран. И эти законы преподаются в школах, как абсолютная, данная с Небес, истина.

Не поняв, что Всевышний, присутствуя повсюду и управляя всем, тем не менее, дает человеку свободу выбора, ислам провозгласил: «Если Б-г – все, то человек – ничто». И это привело их к утверждению, что все предопределено, а поэтому нет смысла беречь ни свою жизнь, ни чужую. Человек, с точки зрения ислама, – неисправимое зло. Он может сделать что-то хорошее, только повинуясь правителю, который знает, как воплотить в жизнь волю бога. Такие представления позволяют вербовать террористов-самоубийц и отправлять их в толпу со взрывчаткой.

 

КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН

Некоторые европейские политики начали осознавать, что борьба за существование и благополучие Израиля – это борьба за существование их стран. Израиль начинают рассматривать как передовой фронт борьбы с «детьми пустыни», которые разрушают и превращают в пустыню все, что их окружает, все, что им встречается в жизни.

Это не первый случай в истории, когда на наши плечи ложится обязанность решать мировые проблемы. В свое время сыновьям Израиля было велено уничтожить кнаанские племена, которые отличались от окружающих народов тем, что приносили в жертву детей. Если бы не были уничтожены их города и капища, то идея принесения детей в жертву распространилась бы по всему миру. Доказательством этому может служить то, что остатки племен кнаании предприняли попытку стать империей, определяющей судьбы мира. Они расселились на побережье и на островах Средиземного моря и создали одно из самых мощных государств Древнего мира. И только в 146 г. до н.э. Рим одержал над ними победу. Но до того, как была разрушена их столица Карфаген, ее жители принесли в жертву триста детей, чем привели в ужас даже римлян. По милости Своей Всевышний уничтожил злодеев руками злодеев.

 

ПЕСОК МОРСКОЙ

 

Не случайно Тора сравнивает сыновей Израиля с морским песком. Мидраш утверждает: «Положил Всевышний границы морю, и сколько бы его волны не пытались захлестнуть берег, они наталкиваются на песок и откатываются назад». Волны – это разрушительные идеи народов мира, а песок – это мы, призванные не дать им распространиться.

Мы не созданы для того, чтобы наступать, но и позволить прорвать оборону мы не можем. За нами никого. Ведь даже после того, как Всевышний обещал не приводить в мир потопа, угроза уничтожения человечества не исчезла. Не нужно заливать сушу водой, не нужно посылать огонь с небес: если сыновья Израиля не будут держаться за Тору и отстаивать ее идеалы, то люди уничтожат сами себя.

 

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ПРАВОТЫ

 

В этой борьбе самое главное – не потерять уверенность в своей правоте. Но, к сожалению, израильтяне, как обычные люди, так и деятели науки и искусства, а также политики не понимают, насколько важно для всех стран, чтобы мы отстаивали свои идеалы.

Об этом писал Натан Альтерман:

 

И тогда сказал Сатан:

«Как мне одолеть этот народ?

У него и отвага, и способности, и умение;

И оружие у него, и военным искусством владеет он».

 

Сказал Сатан: «Не забрать мне у него силы,

Не надеть мне на него узду,

Не посеять мне страх в среде его,

Не ослабить мне его рук, как раньше.

Вот что я сделаю: затуманю я разум его,

И забудет он, что правда на его стороне».

 

Так говорил Сатан,

И задрожали небеса от ужаса,

когда увидели, как он встает,

чтобы претворить в жизнь свой злодейский замысел