Недельная глава Мишпатим. Еще раз о рабстве.

Недельная глава Мишпатим. Еще раз о рабстве.

January 23, 2011 Автор: Рав Шломо-Зелиг Аврасин - No Comments

 

Шалом, уважаемые читатели!

Прошлая недельная глава Торы сообщила нам о Синайском Откровении, во время которого Народ Израиля получил Десять Речений, начертанных на двух каменных скрижалях, по пять на каждой. Впечатление от Откровения было настолько сильным, что израильтяне не захотели более подвергать себя риску прямого общения со Вс-вышним, и попросили Моше Рабейну стать их представителем перед Б-гом и получить от их имени все заповеди, которые Творец пожелал им установить. Наша недельная глава открывает ряд глав, в которых и перечисляются те самые заповеди, которые были даны нашему народу сразу после Синайского Откровения.

Первой темой, которую затрагивает Тора сразу после Десяти Речений, является тема рабства, и это не случайно – Вс-вышний ставит во главу угла отношения между людьми в обществе, и лишь затем – отношения личности и Б-га. Так об этом говорит Мишна в трактате "Йома": "Йом Кипурим (Судный День) искупает только грехи, совершенные человеком по отношению ко Вс-вышнему, и не искупает грехи, совершенные по отношению к ближнему, до тех пор, покуда согрешивший не получит прощение у человека, которого он обидел". Мидраш говорит, что решающим фактором , приведшим в действие приговор об уничтожении поколения Потопа явился грабеж, а не идолопоклонство. Другой пример: в эпоху Первого Храма, когда на территории Израиля существовали Северное царство (Израиль) и Южное царство (Иудея), был период, когда Северным Царством правил царь Ахав. Он был женат на сидонской принцессе Изевель, которая принесла в Израиль чуждый народу культ Баала, и сам царь помогал ей в насаждении этого языческого верования. Не смотря на это, Вс-вышний посылал Ахаву военные победы, ибо он заботился о своем народе и был хорошим правителем в том, что не касалось религии. Однако, когда Ахав присвоил себе виноградник Навота, на который давно облизывался (причем для этого его жена облыжно обвинила Навота в преступлении, которое тот не совершал, и Навот был казнен, а имущество отправилось в царскую казну), Вс-вышний отвернулся от него, и передал через пророка Элиягу, что в скором времени Ахав погибнет, и кровь его прольется именно в винограднике, ранее принадлежавшему Навоту.

Итак, что же говорит Тора о рабстве, которое тогда являлось общественной нормой? "И ВОТ ЗАКОНЫ, КОТОРЫЕ ТЫ РАЗЯСНИШЬ ИМ:  ЕСЛИ КУПИШЬ РАБА-ЕВРЕЯ, ШЕСТЬ ЛЕТ ОН БУДЕТ СЛУЖИТЬ, А НА СЕДЬМОЙ – ВЫЙДЕТ НА СВОБОДУ БЕЗ ВЫКУПА" (Шмот 21:1). То есть, не существует между соплеменниками понятия вечного рабства! По тем временам это очень новаторский и прогрессивный подход. В каких же случаях человек попадал в рабство? Еврейский закон предусматривает две возможности этого – либо человека, который украл у ближнего имущество и не смог выплатить потерпевшему положенную компенсацию, продавал раввинский суд, либо человек, оказавшийся в тяжелом материальном положении, мог продать себя сам. Но в любом случае подобное рабство не может продолжаться более шести лет. И даже в течение этого времени хозяин обязан заботится о своем рабе не хуже чем о себе. Например, он не может поручать ему позорную работу, или работу непосильную, а кормить его он обязан как себя.

Далее сказано: "ЕСЛИ ОН ПРИШЕЛ ОДИН, ВЫЙДЕТ ОДИН, А ЕСЛИ БЫЛА У НЕГО ЖЕНА, ВЫЙДЕТ И ЖЕНА ВМЕСТЕ С НИМ". РаШИ (рабби Шломо Ицхаки) задает вопрос: "Допустим, человек так или иначе попал в рабство, но как туда попала его жена, что следует из слов Торы о том, что она тоже выходит на свободу?" Ответ прост – во время всего периода рабства хозяин обязан кормить не только своего раба, но и его семью! Поэтому наши благословенной памяти Мудрецы сказали: "Если человек купил себе раба – все равно, что купил себе хозяина!"

Тора продолжает: "ЕСЛИ ГОСПОДИН ЕГО ДАСТ ЕМУ ЖЕНУ И ТА РОДИТ ЕМУ СЫНОВЕЙ ИЛИ ДОЧЕРЕЙ, ЖЕНА И ЕЕ ДЕТИ ОСТАНУТСЯ У ГОСПОДИНА, А РАБ ВЫЙДЕТ ОДИН. А ЕСЛИ ЗАЯВИТ РАБ: Я ЛЮБЛЮ ГОСПОДИНА СВОЕГО, И ЖЕНУ СВОЮ, И ДЕТЕЙ СВОИХ, НЕ ВЫЙДУ Я НА СВОБОДУ,  ПУСТЬ ГОСПОДИН ПРИВЕДЕТ ЕГО К СУДЬЯМ, И ПОДВЕДЕТ ЕГО К ДВЕРИ ИЛИ К КОСЯКУ, И ПРОКОЛЕТ ГОСПОДИН УХО ЕГО ШИЛОМ, И ОСТАНЕТСЯ ОН СЛУЖИТЬ ЕМУ НАВЕКИ". Тут возникают, по меньшей мере, два вопроса: во-первых, причем тут ухо? И во-вторых – причем тут дверь или косяк? Мидраш так отвечает на эти вопросы: То самое ухо, которое слышало на горе Синай слова "Я – Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства", должно быть проколото, ибо человек не смотря на то, что теперь он служит Вс-вышнему, снова попал в рабство, на сей раз добровольно! А ведь время раба принадлежит хозяину, и значит, человек не сможет уделять его в достаточной мере для выполнения заповедей. А дверь и косяки как раз являлись свидетелями того, что Б-г вывел наш народ из египетского рабства, т.к. этому предшествовала заповедь окрасить их кровью пасхального ягненка, и теперь их призывают для того, чтобы они засвидетельствовали, что этот человек добровольно отказывается от свободы.

Давайте попробуем разобраться, чем же так притягательно рабство? Ответ достаточно тривиален – раб свободен от любой ответственности, включая уголовную (по крайней мере, согласно греческим законам о рабах). Помните легенду о Эзопе? Он всю свою жизнь мечтал стать свободным, и когда, наконец, получил от хозяина вольную, жена хозяина, желая, чтобы Эзоп остался в ее доме, подложила ему чашу, украденную из языческого храма, и сама же донесла на него. Свободному человеку за подобную кражу полагалась смерть – его сбрасывали в море с высокой скалы, в то время как раб просто возвращался хозяину, а тот платил штраф в пользу храма. Эзопу стоило признать себя рабом, и он остался бы в живых, но он предпочел умереть как свободный человек. Но Эзоп был мудрецом, сильным духом, а люди слабые или слабовольные, боящиеся ответственности, находили себе в рабстве защиту от внешнего мира. И еще одно – пропитание раба не зависит от результатов его труда. Работает он или нет – хозяин обязан его кормить. Многим это импонировало, так как снимало заботу о завтрашнем дне. Именно поэтому Вс-вышний давал евреям в пустыне ман, который нельзя было накопить впрок – чтобы они "выдавили из себя раба" и научились надеяться только на Вс-вышнего, причем расстояние, на котором ман становился им доступен, менялось в зависимости от их духовного состояния, т.е. было обусловлено их внутренней работой. Поэтому человек, добровольно остающийся в рабстве, оказывается недостойным высокого звания "слуга Вс-вышнего", поскольку не способен или не желает принимать на себя ответственность за совершенные поступки и за собственное будущее. Но даже этот "приют убогих духом" не вечер – на иврите слово "навсегда" имеет также смысл "на период до следующего юбилейного года", т.е. пока не наступит пятидесятый год, который называется "йовель" (отсюда в русском языке слово "юбилей"). В этот год согласно закону Торы, все рабы, включая добровольных, с проколотым ухом, становились свободными, а также все поля и угодья возвращались своим изначальным хозяевам – производилось так называемое "общественное обнуление", и вчерашний раб становился не просто свободным человеком, а в придачу хозяином земли, и имел шанс начать все с начала.

Людям, рожденным в СССР, особенно близко пришлось познакомиться с рабством, но тем выше их духовный подвиг тогда, когда они начинают вести себя как свободные люди, что требует зачастую ежедневного приложения сил. В качестве рецепта от рудиментов рабской психологии могу предложить высказывание наших Мудрецов – "Истинно свободен лишь тот, кто посвятил себя (или часть своего времени – прим. автора) изучению Торы".