Недельная глава Микец. Путь Йосефа

Недельная глава Микец. Путь Йосефа

December 1, 2010 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

 

Всевышний возложил на сыновей Яакова обязанность исправить мир: распространить веру в единого Б-га и разъяснить народам, что человек создан по Образу и Подобию. Они должны были прекратить войны и уничтожить рабство. Но Йосеф был единственным из всех братьев, кто понял, что требуется от его семьи, и был готов взвалить на свои плечи ответственность за выполнение этой задачи. Поэтому только с ним разговаривал Яаков о высоких целях, и именно ему приснились пророческие сны. Склонившиеся перед ним снопы и кланяющиеся ему небесные светила говорили о том, что Всевышний поможет ему, подарив ему силы земли и благословение Небес. Такое благословение приходит только к тому, кто понимает важность задачи и верит в ее осуществимость.

Братья Йосефа были далеки от раздумий о судьбах мира. А Йосеф хотел стать правителем – таким же могущественным, как фараон. И он стал властителем Египта, и весь мир покорился ему благодаря той мудрости, которой наделил его Всевышний. Йосеф, в руках которого оказался весь урожай, накопленный за семь лет, скупил все частные земли в Египте, и на них работали только по правилам, установленным им: запрещено было приносить жертвы божествам и издеваться над рабами или нагружать их непосильной работой. (Только земли жрецов он не смог скупить и те продолжали управлять ими по своим законам.)

Но все его усилия кончились неудачей, и перед смертью он завещал своим братьям: «Вынесите мои кости отсюда».

Никто не понял его замыслов исправления человечества. Правители и их поданные оказались не способны понять, что Божественное благословение распространяется на весь мир через Йосефа. Они приходили к нему за зерном, но не спрашивали совета, как им добиться благополучия в своих странах, как служить тому Б-гу, Которому служит он, и по каким законам должны жить народы.

Вторую попытку исправления мира предпринял царь Шломо.

Рассказывается о нем в книге Мелахим: «И приходили из всех народов послушать мудрость Шломо, от всех царей земли, которые слышали о мудрости его» (Мелахим, 5:14). Они приходили со всех концов земли в Йерушалаим с дарами, а возвращались к своим царям со знаниями, помогавшими строить, добывать медь и железо, изготовлять инструменты, вести торговлю, лечить болезни и выращивать плоды, которые раньше не росли в их землях. Слушавшие Шломо проникались уважением к вере сыновей Израиля в единого Бога и, возвращаясь домой, рассказывали о ней своим правителям и народу, а о Храме с его великолепием и постоянными чудесами, происходившими в его дворах, отзывались как об одном из чудес света. Мудрость Шломо превратила Йерушалаим в столицу мира.

В Диврей га-ямим говорится: «И возвысил Бог Шломо… и дал Шломо величие царское, которого не было ни у одного царя, правившего над Израилем до него» (I, 29:25). В просторных залах его дворца могло поместиться множество людей: те, кто приходил на суд, те, кто хотел услышать слова Торы, наставления и поучения из уст царя, а также те, кто был приглашен на трапезы, на которых присутствовало не меньше тысячи человек. И такой же порядок, какой существовал в шатре Авраама, был установлен и у Шломо: никто не выходил из-за стола, не произнеся благословение Всевышнему. Шломо написал книги, которые позволили всем сыновьям Израиля проникнуть в тайны Торы.

Но, несмотря на все его старания, в мире не произошло принципиальных изменений,  и это повергло Шломо в глубокое уныние, что привело его ко многим ошибкам, ставшими причиной разрушения Храма.

Третьей попыткой исправить мир было возвращение сыновей Израиля из Вавилонского плена. Восстановленный Храм оказал большое влияние на все народы, которое особенно стало заметным после победы Хашмонаев. Влияние Торы даже в период заката царства Хашмонаев было столь сильным, что десятки тысяч людей стремились принять гиюр и присоединиться к сыновьям Израиля и среди них – римляне, принадлежавшие к самому высокому сословию, такие как Онкелос из семьи Флавиев. Но неспособность сыновей Израиля устоять против влияния чужой культуры, споры и распри внутри общества, привели к разрушению Второго Храма.

Четвертая попытка исправления мира началась в наше время и еще не закончилась. Она началась с возвращения народа Израиля из стран рассеяния и создания государства после двухтысячелетнего изгнания. Для всего мира это стало свидетельством того, что воля Всевышнего претворяется в жизнь, даже если ей сопротивляются народы и правители. Никто не может отрицать, что сбылись предсказания пророков: Всевышний сделал чудеса для своего народа, и зацвела земля Израиля для своих сыновей, и они одержали победы над многочисленными врагами.

И теперь дело за нами.

Сможем ли мы стать источником благословения для всего мира, чтобы народы приходили и просили передать им современные технологии, так же как они приходили к Йосефу за хлебом? Сможем ли мы стать народом, у которого будут искать знания и мудрость, как у царя Шломо? Придут ли к нам спросить, как построить жизнь, чтобы не было войн, которые могут разрушить весь мир, как накормить голодных и избежать бедствий? И будет ли у нас ответ, когда «творческая интеллигенция» захочет узнать, кто такой Б-г, каково Его желание, как заслужить Его благословений и как воспитывать следующее поколение.

Для того, чтобы это произошло, нужно, как Йосеф, поверить в то, что на нас возложена задача исправления мира. Нужно не только стремиться достичь праведности на индивидуальном уровне, но и стремиться построить Храм, который окажет влияние на весь мир. Ибо построение маленького сада Эден на святой земле для маленького народа без распространения знаний о Б-ге во всем мире и утверждения законов Торы, обязательных для всех народов, – задача невыполнимая.

Прежде всего, следует восстановить «доброе имя» страны, заявив всему миру, что Б-г отдал нам эту землю, что мы вернулись на нее, чтобы исправить мир, и народам следует прислушаться к нам.

Все зависит только от нас: – будем ли мечтать, как Йосеф, и поверим ли в то, что невозможное – возможно.