1076

Недельная глава Масэй.Теория социологии и города-убежища

July 30, 2005 Автор: рав Йосеф Кармель - No Comments

Тора дает указание выделить из всех городов в Земле Израиля города-убежища (где смогут найти убежище убийцы, совершившие убийство непреднамеренно) и города для левитов – евреев из колена Леви. Эти заповеди не просто сформулированы в похожих выражениях; две этих разновидности городов напрямую связаны между собой. «А в городах этих, которые вы дадите левитам, – шесть городов для убежища, которые отведете вы, чтобы убегал туда убийца, и сверх этих (шести) дадите (левитам) сорок два города» (Бемидбар 35:6). Талмуд говорит, что даже в пустыне, до того, как были выделены города-убежища, лагерь левитов служил убежищем для неумышленных убийц (Звахим 117а). Кроме того, все 42 «левитских» города в Эрец-Исраэль могли служить также и убежищами (трактат Макот 13а). Наша задача – установить и понять связь между городами-убежищами и городами левитов.

Тора также указывает на связь между жизнью и смертью Первосвященника («верховного коэна») и обязанностью предоставлять убежище убийце. «Ибо в городе убежища своего должен тот оставаться до смерти первосвященника, а после смерти первосвященника может убийца возвратиться в удел владения своего» (Бемидбар 35:28). Отсюда мы явно видим, что обязанности Первосвященника не ограничивались ритуальным служением в Храме. Он был ответственным не в меньшей степени за духовное состояние народа и обязан был добиваться того, чтобы духовная атмосфера Храма положительно влияла на индивидуальное поведение и моральный уровень каждого. Поэтому, когда ситуация в обществе такова, что человеческая жизнь ценится не слишком высоко и происходят убийства, духовный лидер поколения должен нести часть вины. Даже неумышленный убийца, стоящий на низшей ступени моральной лестницы, нуждается в искуплении со стороны предводителя народа, и только когда духовный лидер народа умрет, убийца получит право вернуться домой.

Но где живет убийца все время своего вынужденного изгнания? Не достаточно ли заставить его сменить место проживания, чтобы подтолкнуть тем самым к раскаянию в совершенном по ошибке преступлении? Тора учит нас, что этого недостаточно. Он должен жить именно там, где живут люди, ответственные за моральный и духовный уровень народа. Эти люди – левиты. Получается двойная выгода. Прежде всего, убийце ежедневно напоминают о необходимости исправить свои качества и пересмотреть свои ценности. Книга «Сефер а-Хинух» (408), в свою очередь, объясняет, что особая святость той земли, на которой стоят города левитов, несет искупление убийцам. (Второй фактор, который цитируется в этой книге: благодаря особому статусу этих городов нет опасения, что левиты из мести убьют даже умышленного убийцу кого-то из их близких, – тем самым, священное колено Леви будет отдалено от кровопролития).
Дополнительный эффект, приобретаемый в результате вынужденного соседства убийцы и левитов, заключается в том, что левиты, члены семьи и рода Первосвященника, лишний раз получают напоминание о своем долге – влиять на убийцу, а особенно – на тех потенциальных убийц, которые разгуливают на свободе. Хотя для левитов духовное лидерство – врожденное качество, однако и другие члены общества могут добровольно взять эту задачу на себя (Рамбам пишет об этом: «То, кто ощущает влечение и вдохновение, вправе взять это на себя»). Но и те, и другие должны отдавать себе отчет в том, что их положение обязывает их нести ответственность за социальный и духовный уровень нации как единого целого.

В наши дни, когда едва ли не каждый хотя бы иногда сидит за рулем автомобиля, следует помнить: непреднамеренное убийство – вполне злободневная проблема. «Случайно» произошедшая катастрофа на дороге – частная разновидность именно того случая, который рассматривает Тора в этой недельной главе. Сколько в целом прекрасных людей относятся к вождению с преступной халатностью! Водители и те, кто способен на них влиять, должны проявить уважение к ценности человеческой жизни и осознать наконец, что иногда жизнь и смерть зависят всего лишь от руля в чьих-то руках и педали газа.