798

Недельная глава Ки Тецэ: Закон о прекрасной пленнице

August 28, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

«Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Б-г Всесильный твой предаст каждого в руку твою, и возьмешь у них пленных, и увидишь между пленными женщину красивую видом, и пожелаешь ее, и захочешь взять себе в жены, то приведи ее в дом свой, и пусть обреет она голову свою и обрежет ногти свои, и пусть снимет с себя свое платье пленения, и пусть сидит в доме твоем и оплакивает отца своего и мать свою месяц времени; затем войдешь ты к ней и станешь мужем ее, и она будет твоей женой» (Дварим, 21:10-13).

Из книги «Притчи Магида из Дубны»

В связи с законом о прекрасной пленнице отметим, что существуют разные виды любви. Один из них — как притяжение материи к материи, которая всегда торопится, ибо знает, что она не вечна. Другой — любовь духовная — проявляется как привязанность к праведнику из-за чудесных качеств, тонкости и чистоты, которыми он обладает. Такова была любовь Яакова к Рахели, ибо сказано, что те семь лет, которые он отработал у Лавана, чтобы жениться на ней, «были в его глазах как дни немногочисленные из-за любви его к ней» (Берешит, 29:20). Зачем было торопиться Яакову, которого влекли хорошие свойства и духовная красота Рахели? Ведь души не разлучаются никогда. В законе о прекрасной пленнице говорится «и пожелаешь», но не говорится «захочешь». Словом «желание» Тора описывает влечение души, как написано: «Только отцов твоих пожелал Б-г». Понятие «хотеть» описывает влечение, пробуждаемое материей. И вот дурное начало начинает уговаривать человека: «В прекрасной пленнице тебя привлекают только душевная красота и хорошие качества. Она будет достойной женой, поддерживающей дом. А ты сможешь соблюдать заповеди и изучать Тору». Дурному желанию следует ответить следующим образом: «Нужно подождать. Если ты подождешь, то увидишь, что она не обладает хорошими качествами, и отправишь ее из дома». И расскажем мы такую притчу. Один торговец уговаривал своего друга купить у него в долг хорошую одежду. Друг отказывался. Но однажды он пришел в лавку и сказал, что наконец решил воспользоваться предложением и купить одежду для своего слуги. Однако торговец отказался продать в долг одежду для слуги и объяснил: «Слуга убежит от тебя вместе с новой одеждой. Тебе будет обидно, и ты будешь тянуть с платежами». Смысл этой притчи таков. Тело человека — это его слуга. А привязанность друзей — чувство духовное. Поэтому для друга торговец готов ждать с платежами, а когда речь идет о слуге, он торопится и хочет получить все день сразу. Читая слова закона о прекрасной пленнице, мы в первый момент представляем себе полудикого воина, каковыми бойцы Йеошуа и царя Давида никогда не были. Почему-то мы готовы считать, что человеком и миром движут низменные инстинкты, а значит, и Тора всегда говорит о них и только о них. То, что эти строки рассказывают о нас и призывают постоянно подниматься по лестнице духовного развития, постигается с трудом.