1112

Недельная глава Ки Таво. Жена и Земля

September 24, 2005 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 «И будет: когда ты придешь в землю, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе в наследный удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, то возьмешь из всех первых плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе, и положишь в корзину, и придешь на то место, которое выберет Б-г, Всесильный твой, чтобы пребывало имя Его там. И придешь к тому козну, который будет в те дни, и скажешь ему. «Извещаю я сегодня Б-га, Всесильного твоего, что пришел я в ту землю, о которой Б-г поклялся нашим отцам, что даст ее нам» (Дварим, 26:1-3).
Коэн должен взять корзину и поставить ее около жертвенника, а принесший плоды — рассказать перед лицом Всевышнего о многочисленных скитаниях праотцев еврейского народа, об избавлении и возвращении в Землю, текущую молоком и медом.
Для того, чтобы представить себе значение Земли Израиля, откроем трактат Ктубот из Вавилонского Талмуда. Он посвящен рассмотрению обязательств, которые принимает на себя мужчина при заключении брака. Читаем: «Муж хочет переехать в Землю Израиля, а жена — не хочет. В этом случае суд обязывает ее переехать вместе с ним, а если она отказывается — ему дается право развестись с ней без выплаты того, что оговорено в брачном договоре. Если жена хочет переехать в Землю Израиля, а муж не хочет, то суд обязывает его переехать вместе с ней, а если он отказывается — его обязывают составить разводное письмо и передать жене, и заплатит он ей в соответствии с тем, что записано в брачном договоре».
Считается, что в тот момент, когда человек женится, радуются даже на небесах, а когда он разводится — плачет жертвенник Храма. Свойство Торы – наполнять мир любовью, и вполне естественно, что свое наиболее сильное, яркое выражение это находит в отношениях между мужем и женой. Неужели тягу к Земле Израиля, желание вернуться туда, где жили праотцы, закон ставит выше любви мужа к жене и жены к мужу?! Из процитированного выше фрагмента Талмуда следует, что да. Как же может закон ставить абстрагированную, казалось бы, любовь человека к Земле выше отношений между двумя ближайшими, связанными неразрывными нитями людьми?
Стремление в Землю Израиля — выражение стремления души к Б-гу, и его нельзя погасить. Если человек подавит в себе это чувство, откажется от внезапно проснувшейся в нем тяги к высокой духовности, то и в семье не будет настоящей любви: отношения станут неискренними, и брак все равно распадется.
Когда надо отдавать жизнь
«В день этот Б-г, Всесильный твой, заповедует тебе исполнять все эти уставы и законы; соблюдай и исполняй их всем сердцем твоим и всею душою твоею» (Дварим, 26:12).
Разъяснив все законы, Моше за несколько дней до смерти еще раз обращается ко всему народу и призывает их соблюдать заповеди искренне. Моше больше всего боится, что народ утратит живое восприятие Торы, и она превратится для него в список правил, которых следует придерживаться ради собственной пользы и выгоды. Он мечтал о том, чтобы соблюдение каждой заповеди было для человека и всего народа приближением к Б-гу, а значит — радостью, источником жизненных сил и распространением добра среди людей. Что же это значит — «всем сердцем и всею душою»? Сердце дает жизнь. Следовательно, «всем сердцем» означает «соблюдать заповеди так, чтобы они были важными, как сама жизнь, биение сердца и дыхание». Заповеди должны стать настолько дороги человеку, что радость и счастье будут невозможны для него без их исполнения. «Всей душой» означает: если кто-то требует от тебя изменить веру — отдать жизнь, но не отказаться от самого дорогого.
Тора на камнях

И будет: в день, когда перейдете через Ярден в землю, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе, тогда поставь себе камни большие… и напиши на них все слова Торы этой; как только перейдешь, чтобы ты пришел в землю, текущую молоком и медом…» (Дварим, 27:2-3).
Ты должен написать Тору на камнях земли этой, чтобы камни стали живой Торой. Если не сделаешь этого, не превратишь камни в Тору – не сможешь овладеть землей, текущей молоком и медом. «Молоко и мед» не являются символами материального изобилия. Это символы особых свойств Земли Израиля. Молоко и мед – это то, что из запрещенного для еды стало разрешенным. Молоко образуется из крови, а мед – из пыльцы и секрета насекомых. Однако Тора, сделав исключение, разрешила употреблять в пищу и то, и другое. Земля Израиля обладает свойством превращать плохое в хорошее, несъедобное – в съедобное.
То же самое происходит и с человеком, но при одном условии: человек должен сам захотеть продвигаться вперед, и только тогда ему будет предоставлена помощь свыше, чтобы и он смог превратиться в «живую Тору», ходящую по Святой Земле.