«И рассеет тебя Б-г по всем народам, от края земли до края земли. И будешь там служить божествам иным, которых не знал ни ты, ни отцы твои: дереву и камню. Но и между теми народами не успокоишься ты, и не будет покоя ступне твоей, а даст Б-г тебе там сердце встревоженное, тоску и скорбь души. И будет жизнь твоя висеть на волоске перед тобою, и будешь в страхе день и ночь, и не будешь уверен в жизни своей. Утром скажешь: «О, если бы настал вечер», а вечером скажешь:«О, если бы настало утро» – от страха в сердце твоем, которым ты будешь объят, и от зрелища перед глазами твоими, которое ты увидишь» (Дварим, 28:64-67).
В нашем поколении мы впервые читаем эти строки Торы ретроактивно: – видим в том, что записано три тысячи триста лет назад, не предсказание будущего, а рассказ об уже произошедших событиях, которые предвидел и точно описал Моше: и погромы в странах изгнания, и хмельнитчина, и гайдамаки, и насильственное обращение в христианство, и инквизиция, и насильственное обращение в ислам, и катастрофа… Все это было. И существование государства Израиль дает нам уверенность в том, что это больше никогда не повторится. И не только потому, что Армия обороны Израиля нас защитит… Наша уверенность базируется на том, что государство Израиль – свидетельство начала нового времени, времени избавления, освобождения, становления…
Кто-то может спросить: «Ну, а если государство Израиль будет разрушено…» Ответ: «Никаких «если».
И не потому, что мы сильные, умные и хорошие, а потому, что Б-г не играет людьми. То, что наше избавление будет постепенно, но неизменно набирать силы, знали мудрецы Талмуда две тысячи лет назад.
Рассказывается: «Раби Хия и раби Шимон бар Халафта шли по долине возле горы Арбель. И вдруг увидели они первый луч зари, который пробил темноту и начал набирать силу. Сказал раби Хия: «Вот так и избавление и освобождение Израиля». Сказал раби Шимон: «Сначала оно приходит по чуть-чуть, а потом – пробивается с силой» (Мидраш Теилим, 22).
Не для того Б-г совершил чудеса, дал победы в войнах, дал выстоять в труднейших испытаниях, умножил еврейское население Земли Израиля до шести миллионов, чтобы вновь разбросать всех нас среди народов мира, чтобы те смеялись и издевались над нами. Нет, даже если мы не заслужили, и ради нас Он не привел бы спасение, то ради имени Своего спасет, и даст нам успех, и сделает «светом для всех народов» (Йешаяу, 6:48). И, если уж Он начал процесс избавления и освобождения, то доведет его до конца. И первый его этап уже состоялся, и мы смело можем утверждать, что уже сбылось то, что сказано в Торе: «Тогда возвратит Бог Всесильный твой изгнанных твоих, и смилостивится над тобой, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Б-г Всесильный твой…»
Б-г открыл двери. Дальше – личное дело каждого. Изгнания больше не существует, как явления. Есть отдельные евреи, остающиеся в изгнании добровольно.
На краю небес
Но вот проблема: представляется, что возвращение по воле Б-га должно было произойти только после духовного возвращения народа к своей вере, традиции, закону. К такому выводу приводят следующие строки: «И будет, когда сбудутся для тебя все слова эти – благословения и проклятие… то примешь ты это к сердцу твоему среди всех народов… и послушаешь голоса Его во всем…ты и сыны твои, всем сердцем твоим и всей душою» (Дварим, 30:2-5). А разве народ раскаялся в изгнании? Большинство оставило Тору, большинство не захотело вернуться в пределы Святой Земли.
Изгнание губительно, и ожидать раскаяния от тех, кто находится в галуте, не приходится. Как же снять противоречие между написанным и действительностью? Секрет заключается в том, что, когда говорится «…то примешь ты это к сердцу своему среди всех народов», речь идет только о самых мудрых людях, о самых чистых сердцах.
А был ли хотя бы один человек, которому бы изгнание помогло понять, что не нужно оставаться в изгнании, а нужно возвращаться в землю Израиля?
Конечно был, и не один.
Вот, например, раби Элияу, вильнюсский гаон, который понял, что закончилось время проклятий и началось новое время, и объявил об этом, и велел всем переселяться в Святую Землю. А раби Менахем Мендель из Витебска, раби из Шклова, рав Алькалай, рав Калишер, рав Кук… и многие другие. Они поняли, что невозможно приблизиться к Б-гу в изгнании, и призвали всех вернуться в Землю Израиля. Эти мудрецы призвали весь народ не только переселиться в Святую Землю, но и создать, основываясь на законе Торы, свое государство, свою армию, свою экономику. И самые чистые сердца, самые светлые умы откликнулись.
А те, кто ради каких-то «прогрессивных» идей: гуманизма, социализма, капитализма, арабизма оставил Б-га… Как быть с ними? О них говорится: «И, если будут заброшенные твои даже на краю неба, оттуда соберет тебя Б-г Всесильный твой, и оттуда возьмет тебя в землю, которой владели отцы твои, и будешь ты владеть ею, и облагодетельствует Он тебя, и размножит тебя более отцов твоих» (Дварим, 30:5). «Заброшенные на краю неба…» – это люди, оставившие Б-га ради ложных идей. И их Б-г привел в землю Израиля. Остается теперь только ждать, когда Он исполнит Свое обещание: «И обрежет Б-г Всесильный твой сердце твое , и сердце потомства твоего , чтобы любить тебе Б-га Всесильного твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею ради жизни твоей. И обратит Б-г все проклятия… на врагов твоих…» (Дварим, 30:6-8).
Но не следует ждать только милости свыше – надо и самим исправлять свои сердца, обрезать их, т.е. делать чувствительными к слову Б-га.
Наша задача – стремиться понять, чего Он добивается от нас. Наверное, не того, чтобы мы выбрасывали своих братьев из их домов, наверное, не того, чтобы мы создавали арабское государство на Святой Земле, наверное, не того, чтобы мы лишали своих детей возможности познакомиться в школе с Торой, наверное не того, чтобы евреи нарушали субботу и ели хамец в Песах…