801

Недельная глава Ки Таво: Преступление давно минувших дней

September 4, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

"И будет, когда ты придешь в землю, которую Б-г Всесильный твой дает тебе в наследный удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, то возьмешь из всех первых плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Б-г Всесильный твой дает тебе, и положишь в корзину, и придешь на то место, которое выберет Б-г Всесильный твой, чтобы пребывало имя Его там. И придешь к тому коэну, который будет в те дни, и скажешь ему: "Извещаю я сегодня Б-га Всесильного твоего, что пришел я в ту землю, которую Б-г поклялся нашим отцам дать нам" (Дварим, 26:1-3).

Коэн должен взять корзину и поставить ее около жертвенника, а принесший плоды – рассказать перед лицом Всевышнего о многочисленных скитаниях праотцов еврейского народа, об избавлении и возвращении в Землю, текущую молоком и медом. Отдельная заповедь обязывает каждого земледельца наблюдать за своим садом и отметить первую появившуюся завязь, повязав на ветку красную ленту. Когда плод этот вырастает, его кладут в корзину и вместе с другими плодами отправляют в Йерушалаим.

Эта заповедь призвана исправить преступление Каина и убрать из мира испорченность, которую он привнес в него. Каин был первым человеком, который работал на земле. А земля была проклята из-за Адама и не давала урожая. У Каина не было инструментов, и он копал землю руками. И каждое зерно клал в почву. В этом был его протест против Б-жественного порядка, против наказания и "утверждение человеческого достоинства": Всевышний привел в мир наказание, а он, Каин, добивается своего. Он не молился и не просил благословения, а сражался с природой. И поскольку земля была наказана из-за греха Адама, а сам Каин к тому моменту еще не совершил дурных поступков, то Всесильный раскрыл потенциал земли и позволил ей произрастить плоды.

Убегающий Каин

Но Каин воспринял сам факт появления плодов неверно. Он решил, что он преодолел Б-жественную волю. И собрав урожай, он решил отдать должное Всевышнему, сотворившему землю, но при этом не захотевшему, как он считал, дать ей наполниться плодами. И он принес в жертву Б-гу лён (который не дает плодов и используется для изготовления одежды). Этим Каин хотел сказать: "Я признаю, что силы земли принадлежат Б-гу, но вкусные плоды выросли исключительно благодаря моим стараниям – ведь Он не хотел, чтобы земля давала что-либо, кроме колючек и перекати-поля!" Нет ничего удивительного в том, что Всевышний не принял такой жертвы и к Каину не повернулся.

Заповедь принесения в Храм первых плодов приходится как раз на тот день года, когда Каин принес Всевышнему "последнее" (растение, меньше всего похожее на съедобные плоды). Ее смысл заключается в том, чтобы устранить из души даже тень ощущения, что рождение нового может происходить по воле человека вопреки Б-жественному желанию. Принести в Храм первый плод – признать, что человек, сколько бы труда он ни вложил, не смог бы своими усилиями создать ничего. Сила рождения – сила творения, как и все другие силы, принадлежит Б-гу и Ему одному! И если человек живет с такой верой в сердце, ему будет дано проявить свои потенциалы, и преобразовать мир, и быть соучастником творения.