Центральная тема главы — способ очищения от ритуальной нечистоты, возникающей при прикосновении к мертвому телу. Имеет ли смысл изучение подобных тем сегодня, когда нет Храма и правила, определяющие в каком состоянии человек может зайти на его территорию, а в каком нет (ритуально чистый имеет право посетить святыню в отличие от ритуально нечистого), не имеют никакого практического значения и не соблюдаются?
Все аспекты Торы важны и не утрачивают своей актуальности и в то время, когда нельзя применить их на практике. Очень полезно подумать над их смыслом и попытаться найти их корень. Такой поиск всегда приводит к более полному осознанию окружающей нас действительности и психологии человека, так как система заповедей связана с мировой гармонией и позволяет взглянуть на мир с точки зрения общих процессов и связей мажду объектами на духовном уровне.
Есть ли и у законов ритуальной нечистоты своя логика или их следует воспринимать как постановления, требующие исполнения, а не осмысления?
Попытаемся проникнуть в тайны этих сложнейших законов.
Ритуальная нечистота возникла как новая сущность и новое понятие в момент греха первого человека. Попытавшись стать независимым от Творца, Адам должен был найти источник питания для своей души там, где не ощущается Присутствие Всевышнего, где действие Его руки, постоянно поддерживающей существование мира, остается незаметным, — в глубине материи, созданной, чтобы скрывать проявление Б-жественной воли. Зачем ему это было нужно? Хотел почувствовать себя полностью независимым от своего Создателя.
Поверив, что материальные объекты смогут заменить прямую связь с Творцом, он оказался в полной зависимости от окружающего мира, подчинился ему и внес ограниченность в свою жизнь, ибо все, что связано с элементами природы (включая и скрытые в ней духовные потенциалы), ограничено. С этого момента Адам оказался вынужден постоянно добывать новые крупицы жизненных сил для своей души, и его наказанием стало «в поте лица твоего будешь есть хлеб».
Да, Адаму изначально было заповедано есть с деревьев сада, но плоды должны были поддерживать его телесную оболочку, а душа должна была пополнять свои силы от прямого диалога с Творцом, от стремления к совершенству и поиска подобия Ему, обладающему свободой и свободному от ограничений. А удовольствия, которые может дать материя, кратковременны, как и запас жизненной энергии, заложенной в ней.
Самые высокие составляющие человеческой души в момент совершения греха исчезли — вернулись к своему корню, так как такие уровни духовности не терпят испорченности и оставляют человека в тот момент, когда он совершает преступление. Та душа, о которой говорится: «И вдохнул в его ноздри душу живую…», оставила человека. И только уровни души, о которых сказано: «Пусть выпустит земля душу живую…», с трудом пробивали толщу материи. А поскольку душа определяет все: и жизненные силы человека, и его чувствительность, и его мыслительные способности, то Адам, утратив «небесные уровни души» и оставшись только с «земными», перестал видеть мир от края и до края.
Корень ритуальной нечистоты — убежденность человека в его зависимости от материи. Ставя на службу материальным нуждам свои умственные способности (вместо того, чтобы подумать о том, как хотя бы немного возвысить свою душу, а не усиливать свою зависимость от материального мира), человек продолжает усугублять нечистоту. И все то время, пока он считает, что «бытие определяет сознание», он ограничивает свои возможности настоящего постижения мира.