Недельная глава Хаей Сара. Правительница

Недельная глава Хаей Сара. Правительница

November 11, 2009 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Авраам  и Сара 

«И умерла Сара в Хевроне, в Кирьят Арба, в земле  Кнаан. И пришел Авраам скорбеть о  Саре и оплакивать ее» (Берейшит 23:2).

Плач Авраама о Саре, траур, который он соблюдал, забота о ее захоронении невозможно объяснить чувством вины Авраама перед своей женой, которая скончалась, когда узнала, что Ицхак был поднят на жертвенник. Он не раскаивался в том, что сделал, так как исполнял Божественное повеление, а оплакивал свою жену, которую любил, и ее уход из жизни воспринимал как тяжелую утрату. Покупая у Эфрона пещеру Махпела, Авраам покупал не только место захоронения для Сары, но и для самого себя, так как хотел быть похоронен рядом с ней. Отношение Авраам к кончине Сары свидетельствует о любви, которая была между нашим праотцем и праматерью. О ней не говорится в тексте Торы, так как любовь не выставляют напоказ, но очевидно, что без нее невозможно было распространить в мире знание о Б-ге. И об этом сказано: «Души, которые сделали в Харане…» (Берейшит 12:5) – «Авраам привлекал к вере в Б-га мужчин, а Сара – женщин» (Раши). Их любовь была основана на общей вере, убеждениях и готовности жертвовать собой ради того, чтобы исправить человечество. И так же как Авраам старался повлиять на царей народов – он вступил в спор с Нимродом, заключил союз с Авимелехом – так и Сара стремилась повлиять на цариц и княгинь: «В день, когда Ицхак был оторван от груди, Авраам устроил праздник, и все правительницы принесли к Саре своих младенцев, и она накормила их грудью» (Раши на Берейшит 21:7). После этого перестали говорить, что Сара не могла родить ребенка в девяносто лет, а Авраам не мог стать отцом в сто, следовательно, мальчика они где-то подобрали» (комментарий Раши, там же). Этот мидраш не обязательно понимать буквально. Он не является описанием реальных событий, а рассказывает о том, какое влияние оказала Сара на окружающие народы через «первых леди». Может показаться, что история посещения Авраамом Египта свидетельствует о противном: в его готовности отдать Сару в дом фараона можно усмотреть пренебрежение к ней. Но это не так. Приход Авраама в Египет не был случайностью, а частью Божественного плана – возвеличить его имя среди народов, чтобы те прислушались к его словам. Авраам, попросив Сару сказать, что она его сестра и пойти в дом к фараону, действовал как пророк, которому было открыто, что фараон не посмеет прикоснуться к ней. И Сара поверила ему и пошла на этот шаг. И, действительно, Всевышний поразил фараона и весь его дом заболеванием по слову Сары (Берейшит 19:17). Об этом было известно и об этом рассказывали повсюду. Сара обладала пророческим даром, который превосходил по силе пророческий дар Авраама. И поэтому Аврааму было сказано: «Слушай ее голос» (Берейшит 21:12). Они были разными людьми, с разными характерами, и между ними возникали напряженные отношения. Сара, имя которой означает «правительница», подходила к людям строго, а Авраам, главным свойством которого была милость, не любил наказывать кого бы то ни было. Авраам был привязан к Ишмаэлю, и поэтому Сара сыграла основную роль в воспитании Ицхака. Еще предсказывая его рождение, Всевышний сказал «…и у Сары сын» (Берейшит 18:14). Ицхак – сын Сары. Она настояла на изгнании Агарь и Ишмаэля и подала пример всем будущим поколениям. Любовь между Авраамом и Сарой проявилась в полной мере в мире душ. Раби Бана, зайдя в пещеру Махпела, увидел Авраама и Сару, души которых слились вместе (Бава Батра 58а). 

Общество  Авраама 

Авраам не только распространял знания о Б-ге, строил жертвенники, но и провозглашал Его имя среди людей. Он также учил людей новым принципам взаимоотношений друг с другом. И действовал Авраам не только словом, но и личным примером. Его рабы не были рабами, а единомышленниками, товарищами и учениками. Караван Авраама и его шатры представляли собой «общество будущего», основанное на принципах взаимоуважения, любви к ближнему, взаимопомощи. Об этом свидетельствуют взаимоотношения Авраама с его рабом Элиэзером. Точно так же и взаимоотношения Авраама с Сарой должны были стать примером для любой семьи. 

Роль  женщины 

Но в свете  этого представляется странным то понимание роли женщины, которое распространилось в обществе людей, приверженных Торе. До начала двадцатого века считалось, что женщине не следует давать систематические знания в Торе. Точно так же женщинам не давали ни светского образования, ни профессионального. Многие ссылались на мнение мудреца Талмуда раби Элиэзера: «Тот, кто учит женщину Торе – учит ее глупости». Другие, цитируя Талмуд, говорили, что «сознание женщин легковесно». Женщине отводилась роль домашней хозяйки и работницы, которая должна обеспечить семью, торгуя в лавке, стирая для людей за плату, а иногда занимаясь опасным делом – давая деньги в рост неевреям. Мужчина же все время должен был посвящать изучению Торы. Те из мужчин, кто работал, не пользовался таким уважением, как те, кто посвящал все свое время изучению Торы. Могла ли женщина, не обладающая грамотностью, несущая на себе непосильную ношу, не пользующаяся достаточным уважением, та, о которой постоянно повторяли «не умножай разговоров с женщиной», вносить свой вклад в воспитание будущего поколения? Конечно, могла! Благодаря своей любви к детям, заботе о них, своей приверженности соблюдению заповедей. Но сколько же из того, что могла бы дать мать своим детям, если бы она обладала знаниями и пользовалась уважением в обществе, она не дала им! Каждая из матерей. Евреи, несомненно, были бы намного лучше и умнее, если бы их матери были способны быть настоящими педагогами. Никакой хедер, йешива, школа не могут дать того, что ребенок получает в семье и особенно – от матери.  

Революция 

В начале двадцатого века, когда повсеместно распространилось движение «просвещения» (которое, нашло свое место не только в антирелигиозных кругах, но и среди религиозных евреев), появились образовательные школы для девочек. Им было позволено учиться вместо того, чтобы целый день помогать матерям, в то время как мальчики с пяти лет начинали посещать «Талмуд Тора». Но это  произошло не само собой, а в результате восстания молодых женщин, которым «забыли» объяснить их роль в жизни на примере Сары, а уверяли, что, изучая Тору, они понимают все неверно, а обретение профессии выводит их из дома и подвергает опасности и соблазнам. Женщины узнали правду, к сожалению, не из Торы, а из книг, распространяемых «просветителями». Они были не готовы продолжать по-старому, и назрела революционная ситуация. Многие девушки из харедимных семей находили пути в общие школы. Тогда никому неизвестная портниха Сара Шнирер создала в Польше 1918 году первую школу для девочек под названием «Бейт Яаков». Ее поддержал известный авторитет рав Давид Моше Флаш. Сара была ортодоксальной женщиной из семьи хасидов Белз, приверженных своему ребе и объясняется тем, что часто в Торе слова бней Исраэль (сыновья Израиля) относятся только к мужчинам, а «Бейт Яаков» – дом Яакова – относится ко всему населению, как мужской, так и женской его половине.  

Настоящая мудрость Торы 

Галахическим  обоснованием для создания такой  школы послужило решение рава Исраэля Меира Когена (известного как Хафец Хаим). Он постановил, что запрет обучения женщин Торы относился к какому-то определенному времени в прошлом и не соответствует условиям жизни, характерным для современного мира. Другое объяснение, приведенное им: необходимо спасти женщин от ассимиляции, которая неизбежно охватит женскую часть еврейского общества, если молодые девушки будут продолжать уходить в общие школы и гимназии. Но жизнь не стоит на месте. Она поднимает новые вопросы, которые требуют ответа. Жизнь мудрее искусственных ограничений, которые вводятся вопреки духу Торы со ссылкой на частные мнения, приводимые в Талмуде, которые либо остаются непонятыми, либо не имеют отношения к нашим дням. Жизнь мудрее тех, кто боится новых преобразований, которые все интенсивней происходят в окружающем мире, от которого говоривших на идиш. Она начала работать в раннем возрасте как портниха, чтобы помочь семье. Впоследствии она стала известной писательницей и драматургом. Название сети школ невозможно отгородиться. И не следует изменять закон Торы, но необходимо соскоблить с нее те представления, которые сложились в изгнании из-за того, что народ был оторван от своей земли и лишен нормальной жизни. Необходимо отбросить целый ряд постановлений, которые были нагромождены в последние два столетия одно на другое без всяких на то оснований. Для этого необходимо изучать источники, такие как Шулхан Арух, и следовать духу Торы.