hevron-123

Недельная глава Хаей Сара. Хеврон – врата в небо

October 31, 2010 Автор: Рав Шломо-Зелиг Аврасин - No Comments

     В начале нашей недельной главы Хаей Сара мы читаем о смерти и погребении нашей праматери Сары, да будет память о ней благословенна. Для того, чтобы похоронить Сару, Авраам покупает пещеру Махпела, располагающуюся в Хевроне, он же Кирьят-Арба, а также участок земли, прилегающий к этой пещере. Эта земля становится первой еврейской недвижимостью на Святой Земле. Кроме этой покупки, есть ещё два участка, которые были приобретены в евреями у неевреев, и которые нашли своё отражение в ТаНаХе – это покупка праотцом Яаковом участка возле города Шхем (впоследствии на этом месте Йеошуа похоронил кости Йосефа), и покупка царём Давидом поля на горе Мория с целью возвести на этом месте Храм. Все эти три места являются святынями для народа Израиля, и все эти три места (полностью или частично) находятся во власти врагов Израиля. Такое состояние дел отражает тот факт, что, не смотря на массовую репатриацию и наличие государства, созданного в основном евреями и ими же населённого, состояние галута всё ещё продолжается. Не зря во время свадебной церемонии мы продолжаем разбивать стеклянный бокал со словами: "Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя десница…". Хотя Иерусалим и наполнен жизнью, в наших глазах это жизнь тела, лишённого души – до тех пор, пока Храмовая гора не несёт на себе Святилища, наполненного Б-жественным присутствием.

В Хевроне же дело обстоит немного по-иному. В чём же особенность Хеврона? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит понять суть двойного имени этого города. РаШИ так объясняет название "Кирьят Арба" ("Град четырёх"): "(Город назван так) в честь четырех великанов, которые жили там: Ахиман, Шешай, Талмай и их отец. Другое объяснение: в честь четырех супружеских пар, которые погребены там: Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Йааков и Леа [Берешит раба 58].

РаШИ приводит нам эти два объяснения, которые отражают исторический аспект этого места и, на первый взгляд, никак связанны между собой. Согласно первому объяснению, в городе проживали гиганты, происходящие от Ога, царя Башанского, позже побеждённого Моше. А откуда взялись эти гиганты? Они были плодом связи ангелов, обретших плоть, и обычных земных женщин, как об этом написано в книге Берейшит (6:2):  "Сыны Б-жественного рода увидели, что дочери человеческие красивы, и брали себе в жены тех, кого они выбирали". Причём достоверность того факта, что на земле жили гиганты, на сегодняшний день вполне доказана. Вот, например, фото скелетов, обнаруженных в западной Индии:

 

Единственным гигантом, пережившим Потоп, был тот самый Ог, царь Башанский – согласно Мидрашу он плыл вслед за Ковчегом, и Ноах его подкармливал. Возникновение таких гигантов было обусловлено высокой духовной потенцией ангелов – оказавшись в материальном мире, они не выдержали зова плоти, и поэтому вся их энергия превратилась в поколении их детей в сугубо материальные показатели – рост, силу и пр. (кстати, сравните (леавдиль) с гомеровской Одиссеей: там тоже циклопы являлись сыновьями Посейдона).

Теперь то, что касается второго объяснения – Кирьят Арба названа так в честь четырёх пар праведников – наши праотцы и праматери плюс Адам и Хава. Согласно Мидрашу, праотец Авраам выбрал это место для погребения Сары, так как знал, то тут похоронен Адам и его жена. А почему они были похоронены именно в этом месте? Мистическая традиция указывает, что именно в Хевроне располагается вход в Ган Эден, т.е. в высшие миры. Адам всю жизнь скорбел о потерянном рае, и его тянуло туда, поэтому он и заповедал похоронить себя у входа в него. По той же причине там поселились великаны – они чувствовали (благодаря своему происхождению от ангелов), что это место необычно и наполнено особой атмосферой.

Магараль говорит, что есть связь между первым и вторым объяснением. Четыре великана символизируют материальную мощь, которая питается духом, низводя его до уровня материи. Наши же праотцы и праматери, начиная с Авраама и Сары, наоборот, с помощью совершенно материальных вещей увеличивали в мире духовность (напр. заповедь обрезания, гостеприимство, освобождение пленных, и пр.), таким образом замыкая круг. В месте, где земное встречается с небесным, напротив четырех богатырей плоти выстроились четыре пары богатырей духа (пары – ибо мужчина и женщина только вместе являются Человеком).  Поэтому и первое имя города(«Хеврон» от слова «лехабер» – соединять) также намекает на эту связь. Вот и выходит, что особенность Хеврона – Кирьят-Арбы в том, в этом месте особенно тонка преграда, разделяющая мир духа и мир материи, и велико их взаимное влияние друг на друга. Не зря именно в этом городе началось царствование царя Давида. Он правил в Хевроне первые семь лет только над коленом Йеуды, и лишь затем стал царем всего Израиля. Перейдя из Хеврона в Иерусалим, где он как бы получил благословение праотцов, царь Давид начал строить основы Храма, выводя тем самым связь миров на новый, доселе невиданный, уровень. Дай же нам Б-г увидеть восстановленный Иерусалимский Храм и ощутить святость Б-жественного Присутствия и там, и в Хевроне!