128

Недельная глава Хаей Сара: Годы жизни Сары

November 2, 2002 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

«Вся слава царской дочери внутри»

Женщина рождается более завершенной, чем мужчина, и этим определяется ее склонность к стабильности, неизменности, сохранению домашнего очага, ее стремление к законченности и совершенству во всем, что она делает. Она не терпит неупорядоченности и старается сохранить сложившийся порядок вещей. Скромность, немногословность и желание остаться незамеченной, присущие праведным женщинам, проистекают от осознания силы и величия своей души, которая не способна найти свое правильное выражение в материальном мире и может влиять лишь косвенно, а не напрямую, влиять, рожая и воспитывая детей, влиять, поддерживая своего мужа во всех его благородных начинаниях, влиять твердостью духа, а не за счет физической силы или занимаемого положения в общесве. «Вся слава царской дочери внутри» – пишет царь Давид (Тегилим, 45). «Внутри» – то есть во внутреннем мире, который остается нераскрытым для других. Труд женщины незаметен, и ее часто забывают похвалить. Поэтому царь Шломо напоминает нам всем: «Дайте ей от плодов рук ее и восхвалите в воротах города дела ее» (Мишлей). Способность быть сосудом, в котором новая жизнь зарождается, вызревает и появляется на свет как самое великое чудо, существующее в мире, также свидетельствует о высокой степени совершенства, заложенной в природе женщины. Мужчине свойственны недостатки в значительно большей степени, чем женщине, и он находится в состоянии постоянного поиска пути к совершенству. Исправляя себя, он стремится исправить и окружающий мир. Ему быстро надоедает все неизменное, и раз и навсегда установленный порядок может вызывать у него ощущение дискомфорта. Поиск и стремление к новому – важнейшие составляющие его характера. Этим объясняется то, что на мужчину возложено исполнение многих заповедей, от которых женщина освобождена. Ведь заповеди – инструменты для исправления испорченности и достижения совершенства. Необходимым условием исполнения заповедей является привнесение элемента новизны, каждый день они должны быть новыми в глазах того, кто исполняет их. Для женщины заповеди часто оказываются лишними, так как в ее природе нет тех недостатков, которые они призваны искоренить. Именно поэтому основной круг обязанностей, возложенных на женщину (не считая всех запретов Торы, которые касаются в равной степени обоих полов), ограничивается соблюдением законов чистоты семейной жизни, отделением халы и зажиганием субботних свечей.

«Слушай ее голос…»

Образ мышления женщины свидетельствует о ее близости к духовному миру: женщина в большой степени опирается на интуицию – целостное восприятие ситуации или обстоятельств, которое дается ей с очень высокого духовного уровня. Настолько высокого, что он проявляется только как неосознанный до конца импульс или неизвестно откуда возникшая мысль. В силу своей природы женщина более склонна к пророчеству, чем мужчина. Поэтому Всевышний предупреждает Авраама: «Все, что Сара тебе скажет – слушай ее голос…» (Берешит, 21:12). Это указание было дано Аврааму в весьма непростой ситуации, когда Сара призывала его изгнать из дома сына Ишмаэля и его мать – служанку Агарь. Авраам колебался, так как его основное природное свойство – безграничная доброта – противилось идее изгнания собственного сына. Ему казалось, что негативные черты Ишмаэля, такие, как высокомерие и жестокость, возможно исправить, и он все-таки способен, наряду с Ицхаком, продолжить духовный труд отца. У Сары нет подобных колебаний. Увидев тем самым непостижимым внутренним зрением истинное положение вещей (что если оставить Ишмаэля в доме, он не исправится, но будет вредить Ицхаку), она констатирует факт: «Не унаследует сын служанки этой с сыном моим, Ицхаком» – не унаследует не потому, что Сара его не любит, а потому, что Ишмаэль в принципе неспособен стать носителем наследия Авраама…

«Все, кто приходит к ней, никогда не вернутся…»

Сила души праведной женщины помогает мужчине раскрыть для себя и для других духовные миры. Наши мудрецы говорят, что неженатого человека нельзя по-настоящему назвать человеком («адам»). В книге Мишлей царь Шломо отождествляет праведную жену с величайшей Б-жественной мудростью, которая постоянно обращается к человеку и ведет его к благу. Но этот мощный потенциал становится разрушительным, если он направлен в неправильное русло: пути идолопоклонства царь Шломо описывает как пути развратной женщины: «от ног ее исходит смерть, и все, кто приходит к ней, никогда не вернутся…». Погоня за развратной женщиной оставляет неизгладимый след в душе, наносит неизлечимую травму, так же, как и идолопоклонство. «Нет лекарства, которое способно излечить травму, нанесенную душе как развратом, так и поколонением идолам», – предупреждает мудрейший из людей.