«Святы будьте…» В этих двух словах, по мнению Рамбана, Тора потребовала от нас, чтобы мы не довольствовались формальным исполнением заповедей, но и освящали всю свою жизнь в духе учения Торы. Формальное, сугубо внешнее соблюдение, без глубокого внутреннего сопереживания, без усвоения, без постоянного стремления к святости – такое «соблюдение» приводит человека к состоянию, названному «негодяй с дозволения Торы». Подобный человек может, к примеру, с невероятной требовательностью относиться к законам кашрута. Он никогда не положит в рот кусок мяса, если животное не было зарезано в соответствии со всеми существующими устрожениями закона мясником, известным своей б-гобоязненностью, не было проверено несколько раз дополнительно и не обвешено сертификатами кашерности. Однако на самом деле его главный помысел – сам процесс поедания мяса, а в еде и подобных ей приземленных вещах заключено основное содержание его жизни. Такой человек вовсе не называется обладающим повышенной святостью. Он хоть и не кладет в рот ничего запрещенного, тем не менее умудряется «превратить корову в осла», согласно язвительной метафоре раби Менахем-Мендла из Витебска (осёл на языке еврейских символов олицетворяет приземленность, материальность).
В соответствии с этим своим подходом Рамбан комментирует также и другой стих Торы: «В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас день покоя» (Ваикра 23:24). Если бы человек отнесся к Шабату сугубо формально, пишет Рамбан, его соблюдение превратилось бы в абсурд. Он действительно не делал бы ни одной из работ, перечисленных Торой: не пахал бы, не сеял, не молотил, не связывал зерно в снопы, не перемалывал бы и не пек; однако при этом преспокойно открывал бы свой магазин в Шабат, продавал бы там товары, взвешивал и измерял, брал деньги и отсчитывал сдачу, торговался за цену и накапливал свои капиталы. Однако, хотя Письменная Тора не запретила совершать все эти действия в Шабат, мы знаем, что при их совершении будет потеряна главная составляющая Шабата – дополнительная субботняя душа. Таким образом, Тора требует от человека охранять святость Субботы – то есть не просто формально воздерживаться от запрещенных работ, но и прежде всего отдаляться от всех тех видов деятельности, которые приводят человека к нарушению Шабата. Имеются в виду те виды деятельности, которые опустошают содержание Шабата, убивают субботний дух, отбирают дополнительную душу и лишают Шабат святости…
Исполнение заповедей «в соответствии с еврейским законом» обязывает человека стать благодаря Торе святым, особенным, а не довольствоваться внешней оболочкой заповедей, которую человек натягивает на себя из страха перед мнением окружающих. Именно в этом повелении – «будьте святы» – сформулирована в сжатом виде сущность всей Торы.
Настоящая святость – это полное слияние с Волей Творца. Тот, кто искренне жаждет быть «святым, ибо свят Всевышний», ищет любой путь к святости, к тому, чтобы быть еще ближе и еще крепче присоединиться к Создателю мира. Такой человек не довольствуется тем, чтобы «выполнить религиозный долг» согласно букве закона. Он стремится к тому качеству, которое называется «хасидут» – быть впереди закона. Из-за своего стремления к полноте и совершенству он не ограничивается формальным исполнением 613 заповедей, но хочет жить в соответствии с духом Торы, жить жизнью, наполенной святостью, в которой не осталось бы места ни для чего будничного…
То же самое должно быть и по отношению к Земле Израиля. Не следует довольствоваться пассивным проживанием в этой Земле, дабы выполнить свой долг по мере закона. В этом вопросе следует также взять на себя повышенные обязательства и стремиться активно заселять и застраивать Землю, и вывести ее всю, от края до края, из состояния опустошения. Народ Израиля не справляется со своим долгом, если он выполняет заповедь заселения Земли «по минимуму», проживая только там, где жить приятно и безопасно. Народ должен стремиться к «украшению» заповеди, к максимальной возможной цельности.
Повеление «Святы будьте…» обязывает нас стремиться к личной и общенациональной цельности, а не к отбору того, что нам подходит или нравится. Еврей не должен утверждать о себе, что он полностью исполняет какую-то заповедь – будь то заселение Земли Израиля или помощь ближнему. Само это ощущение – довольства собой, освобождения от какого-либо долга (на иврите это дословно называется: «выйти из рук обязанности») – противоречит основе понятия «заповедь». Любое избирательное отношение к заповедям со стороны человека нарушает цельность Торы, обрезает ей крылья. Тот, кто мыслит подобным образом, как будто предпочитает видеть Тору безногой, ущербной и недостаточной вместо цельности и полноты. Сущность заповеди о святости – в стремлении к неограниченной цельности. Быть святым, подобно Всевышнему, – то есть во всем! Как Творец бесконечен – так и стремление человека к Нему должно быть бесконечным. Стремление к цельности и полноте должно находить свое выражение во всех силах души, во всех сторонах личности: полнота Торы, полнота служения Творцу, полнота в добрых делах; целостность личная и национальная, государственная – во всем.
Шестнадцать раз встречается в первом разделе этой недельной главы выражение «Я Г-сподь ваш»! Это учит нас тому, что святость человека происходит из его обязанности уподобиться Всевышнему: «Святы будьте, ибо свят Я, Г-сподь, Всесильный ваш».