220

Недельная глава Итро: Самая тяжелая работа

January 25, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

«Когда выведешь народ из Египта – вы совершите работу для Всесильного на этой горе» (Шмот 3:13). Самая тяжелая работа на свете – не месить глину и обжигать кирпичи, а говорить с Творцом. Выдержит ли человек? Не исчезнет ли он, как мгновение перед лицом вечности? На пятидесятый день после исхода была дарована Тора. Тора – раскрытие Лица. Дарование Торы подобно заключению брака. Юноша передает девушке кольцо и в этот момент раскрывает свое, идущее из глубины сердца, желание – быть с ней и доставлять ей радость. И приобретает ее. Вернее, обретает, потому что отдал себя. И она – в ответ – дарит себя.
 Жену нельзя приобрести подарком. Кольцо – выразитель желания. Желания добра. Неблагодарность (когда нужен только подарок, а подаривший, его стремления, намерения, доброта, светящаяся в его глазах, неинтересны) – разрывает связь между подарком и подарившим. Добро, не вызвавшее отклика, – попусту растраченный потенциал. Дарование Торы – раскрытие желания блага, которое проявляется как свет Лица. Все вышедшие из Египта и пересекшие пустыню хотели быть свидетелями раскрытия Б-жественного лица. Но все ли могут выдержать, все ли способны воспринять мировое благо? Благо – как раскрытие Лица. Как сущностное качество Творца. Как Тору. Как жизнь. "И было на третий день после прибытия на стоянку у горы Синай, когда настало утро, и были раскаты грома, и молнии, и облако, и очень сильный звук шофара, и задрожал весь народ, который в стане. И вышел Моше с народом навстречу Всесильному из лагеря, и остановились у подножия горы, а гора Синай – вся дым, потому что спустился на нее Б-г в огне…" (Шмот, 19:17-18).
 Когда Бесконечное единственный раз захотело вторгнуться в этот мир, избрав Синай своими воротами, ничто из всего сотворенного не смогло вместить его. Гора превратилась в дым — материя начала исчезать. Буквы «айн», «шин», «нун» составляют слово «ашан» («дым»). Они же – аббревиатура слов «олам, шана, нефеш» – пространство, время, душа. Дарование Торы явилось настолько сильным раскрытием бесконечности, что составляющие реального мира – пространство и время – начали исчезать. А душа стала еще более мощным потоком света, направленным к сердцу, чтобы помочь ему раскрыться и увидеть все окружающее как Б-жественный рассказ: когда Рассказчик рядом и вот-вот раскроется в мире во всей силе и великолепии.
"Приподнимите свои притолоки, ворота, приподнимитесь, двери мира, и войдет Царь во славе Своей…" (Тегилим, 24:9-10). Голос зазвучал с горы Синай как трубный звук шофара, и превратил ее в дым, в материю, находящуюся на грани исчезновения. А когда раздались первые слова, они полились отовсюду. Весь мир задрожал и готов был рассыпаться, как глиняный горшок во время землетрясения. «Голос Б-га в полной силе. Голос Б-га во всей красоте. Голос Б-га ломает кедры, изломает в щепки Б-г кедры ливанские и заставит их прыгать, как тельцов, Леванон и Сирйон – как быка молодого. Голос Б-га высекает языки пламени. Голос Б-га приводит в содрогание пустыню, сотрясает Б-г пустыню Кадеш. От голоса Б-га разродились лани и облетела листва в лесах, и во дворце Его все говорит: Слава!» (Тегилим, 29:4-9). Голос, сотрясающий мир до его основания, — дарование Торы. Проникающий повсюду и делающий границы несущественными, он подобен не знающим преград водам потопа. По мере его нарастания все отчетливее проявляется единство всех творений, указывающее на единство Творца, Который становится Царем: «Б-г воссел на престол во время потопа, в момент дарования Торы, и воссядет Б-г, чтобы царствовать над миром» (Тегилим, 29:10). Дарование Торы – благо для Израиля: «Б-г даст силу народу Своему, Б-г благословит народ Свой миром» (Тегилим, 29:11).
 А для других народов, решивших, что они погибнут из-за прорыва духовности, – это потоп. «Когда Всевышний дал Тору Израилю, голос Его прошел от конца мира и до конца его. Всех царей-неевреев охватила дрожь в их дворцах. И сказали они песнь, а потом собрались все у Бильама-злодея и спросили его: «Что за страшный гул мы слышали? Не потоп ли это надвигается?» Сказал он им: «Поклялся Пресвятой, благословен Он, что не приведет больше потопа». «Может быть, Б-жественная клятва не позволит затопить мир водою. А огнем Он сможет затопить мир?» – «Поклялся Он, что не истребит всякую плоть». – «Так что же за страшный гул мы слышали?» – «Есть у Него одна любимая драгоценность… и Он хочет дать ее Своим детям" (Звахим, 116а).
 Когда же зазвучал голос: "Я – Б-г, Всесильный твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства", – полнотой Своего бытия он лишил реальности и небеса, и камни пустыни. И человека. И когда каждый ощутил всем своим существом, что нет другой реальности, кроме Б-га, и Он – начало и конец всего, вселенную наполнили слова: «Пусть не будет у тебя богов других…»    

Из книги «Силой своего сердца»