И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «Скажи коэнам, сыновьям Аарона, и скажи им: никто из них да не осквернится прикосновением к умершему из народа своего».
Ваикра 21:1
Мудрецы в Талмуде говорят, что первый еврейский царь, Шауль, согрешил в одном-единственном случае – и был лишен за это царской власти, Давид же согрешил дважды – и остался царем (Йома 22б; см. комментарий Раши).
Подобный подсчет ошибок Шауля вступает в явное противоречие с мнением Эзры-Писца – духовного лидера поколения, вернувшегося из Вавилона, который написал, согласно еврейской традиции, Книгу Хроник. В Книге Хроник (I, 10:13-14) упоминаются четыре проступка царя Шауля, ставших причинами его гибели: «И умер Шауль за беззаконие свое, которое он совершил против Г-спода, за то, что не соблюдал слова Всевышнего и вопрошал дух умершего, а не вопрошал Г-спода. И умертвил Он его, и передал царство Давиду, сыну Ишая».
Эти четыре прегрешения Шауля мудрецы расшифровывают следующим образом: 1) беззаконие – то, что Шауль захватил во время войны имущество амалекитян (еврейский закон запрещает получать какую-либо выгоду даже от имущества, принадлежавшего Амалеку – народу, который служит вечным антиподом евреев) ; 2) он не соблюдал слова Всевышнего – а именно, не подождал пророка Шмуэля, выходя на войну против филистимлян, как повелел ему Б-г; 3) обращался к духам – т.е. занимался спиритизмом; 4) истребил коэнов города Нов, и из-за этого не мог воспользоваться священными камнями – урим и тумим – для того, чтобы получить совет от Всевышнего (так как их спрятал Эвиатар – первосвященник, единственный, кто выжил из дома Ахимелеха).
Простой ответ на это кажущееся противоречие между Талмудом и Писанием следующий: на самом деле Шауль утратил царскую власть уже после первой своей ошибки (а именно недостатка терпения – когда он не дождался прихода пророка Шмуэля, который должен был принести жертву перед началом битвы). И в этом Талмуд противопоставляет Шаулю царя Давида, утверждая, что Давид, в отличие от Шауля, совершил две серьезных ошибки – и обе были ему прощены без лишения царского достоинства.
Прочитаем внимательно стихи, говорящие о смерти Шауля: «Он… не вопрошал Г-спода, и умертвил Он его» – и затем избыточное, казалось бы, повторение: «И умер Шауль… Он умертвил его». Мидраш объясняет этот повтор следующим образом. Всевышний показал Моше каждое поколение, его судей, его царей, мудрецов, предводителей… В том числе Б-г показал Моше, как Шауль и его сыновья погибают от меча на поле боя. Моше изумился – как первый царь Израиля может погибнуть такой бесславной смертью? Тогда Всевышний ответил ему теми самыми словами, которые открывают нашу недельную главу: «Скажи коэнам, сыновьям Аарона…» Кто эти коэны? Это священники из города Нов, утверждает Мидраш, и они выступили в качестве обвинителей против Шауля, став причиной его смерти.
Теперь мы можем сказать, что в смерти Шауля, упомянутой рядом с его грехом, содержится намек на причину этой смерти – уничтожение священников. Шауль пал от меча – так же, как и казненные им коэны. Заглянув вперед, мы видим, что поступок Шауля был не только плох сам по себе – по иронии судьбы, он был бы уместен в других обстоятельствах, именно в тех, в которых Шауль его не совершил. Это и обернулось против него впоследствии. Шауль получил указание уничтожить Амалека, подавив жалость, «мужчин и женщин, детей и младенцев, быков и овец, верблюдов и ослов» (Шмуэль I, 15:3). Заметим – точно те же слова были сказаны Шаулем в преддверии действительно состоявшейся казни священников в городе Нов. Шауль пожалел часть имущества врага. Милосердие, проявленное Шаулем по отношению к имуществу Амалека, было неуместным. Следовало проявить милосердие по отношению к своим братьям – коэнам, и за эту неуместную жестокость и неуместное милосердие Шауль дорого заплатил.
Мы молимся о том, что пали наши настоящие враги, а коэны вернулись на свое законное место в Храме и несли там службу.