209glava

Недельная глава Экев. Успех и защита – в руках Превечного

August 12, 2006 Автор: рав Азриэль Ариэль - No Comments

Климат Земли Израиля особенный.
  Земля эта находится на границе зоны, где земледелие возможно, и бесплодных пустынь. В этой Земле дожди выпадают нерегулярно и нет больших рек.
 Жители Эрец Исраэль всегда живут в состоянии неопределенности перед будущим – в ожидании того, чтобы дожди выпали вовремя, в начале и в конце зимы, и гадают, что же делать, если дожди все-таки не прольются с небес.
  Только в такой Земле народ может почувствовать, насколько он зависит от Создателя, «глаза которого на этой земле от начала года до конца года». В пустыне это ощущение было еще более сильным. Там надо было не просто надеяться каждый год на то, что выпадут дожди и принесут пропитание. Там надо было каждый день верить в то, что с неба спустится ман, подобный благословенному дождю. И все это ради того, «чтобы дать тебе понять, что не хлебом одним живет человек, – но всем, что исходит из уст Господа, живет человек…» (Дварим 8:3).
  Завоевание Земли, сопровождавшееся открытыми чудесами, было призвано внушить народу то же самое ощущение. Если бы нам пришлось полагаться только на «силу нашу и мощь руки нашей», разве смогли бы мы «одолеть народы, более многочисленные и сильные, чем ты, овладеть городами большими с укреплениями до небес, народом великим и высокорослым, сынами великанов»? (Дварим 9:1-2).
  После завоевания и заселения Земли время открытых чудес закончилось. Настало время обеспечивать безопасность и пропитание народа естественным путем, согласно законам природы. Однако сама природа здесь не подчиняется естественным законам! В том, как «ведет себя» эта природа, можно явно увидеть руку Святого, благословен Он. Земледелец, с трепетом ожидающий благословения от Небес, как никто другой, ощущает ограниченность своих человеческих возможностей; он «верит в Живущего вечно – и сеет» (Иерусалимский Талмуд). Тогда понимает человек и признает весь народ: даже когда, казалось бы, «сила его и мощь руки его» приносят ему успех – на самом деле только Всевышний, «живущий вечно», делает этот успех возможным. «Не за праведность твою…»
 
Недельная глава «Экев» содержит суровые и аргументированные упреки в адрес евреев. Моше, наставник наш, обращаясь к сынам Израиля, говорит им о том, что народ не заслужил своими делами получение Земли Израиля. И предупреждает напрямую: «Не говори в сердце своем… за праведность мою привел меня Всевышний унаследовать эту Землю, ибо не за праведность твою и не за прямоту сердца твоего пришел ты унаследовать землю их, но за злодейство народов этих… и ради исполнения того, о чем поклялся Г-сподь отцам твоим». Чтобы доказать, насколько мы недостойны получить Землю Израиля, Моше перечисляет все грехи сынов Израиля в пустыне, свидетельствующие об их непокорстве и упрямстве. Великой вещи учит Моше народ, вступающий в Землю Обетованную. Народу кажется, что его заслуги дают ему право на такой подарок и преимущество перед другими народами. Однако это мнение ошибочно.
  Не моральное превосходство над другими дает евреям право на Страну Израиля. Мы не можем приписать себе подобное превосходство, ведь у нас в «послужном списке» есть предостаточно нелицеприятных примеров. Избрание еврейского народа – не следствие его благородных поступков. Наоборот: добрые дела – следствие того, что мы избраны. Тот, кто никак не заслужил свое высокое положение, не может задирать нос и чувствовать превосходство над другими. Его долг в другом: видеть себя посланником, получившим кредит доверия, и ощущать свою ответственность перед всем миром, который должен быть исправлен его руками под властью Всевышнего…