Вопрос отправки половины колена Менаше на восточный берег Иордана – одна из наибольших загадок Торы. Эта идея упоминается несколько раз, но ее смысл чётко не объясняется.
Изначально только колена Реувена и Гада просили дать им удел на этих землях. Тогда первая реакция Моше на подобное требование была резко отрицательной Он даже назвал их "собранием грешников". Как же тогда колену Менаше удалось договориться с Моше?
Нацив – рав Нафтали Цви-Йеуда Берлин – полагает, что Моше затеял переселение части колена Менаше ради укрепления духовного уровня жителей восточного берега Иордана.
Однако, если мы поищем намёки в Танахе, мы можем обнаружить иной тезис. Колена Реувена и Гада были оставлены за Иорданом не только из-за того, что они сами этого просили. Эти колена жили вдали от остальных колен потому, что они были лишены статуса первенцев. Реувен был первенцем Леи, а Гад был первенцем Зильпы, служанки Леи.
Почему же была отослана часть колена Менаше? У Менаше право первородства также было отобрано и передано младшему брату – Эфраиму. Кроме всего прочего, Яаков назвал Эфраима и Менаше своими сыновьями. В результате Менаше стал лишенным первенства первенцем Йосефа – и в то же время сыном Яакова. Именно поэтому это колено получило земельный надел в соответствии с «обеими статьями»: и как одно из колен – потомков сыновей Яакова, и среди первенцев, лишенных статуса первородства.
Идея лишения первородства была известна со времён праотцов. Единственная претензия к Реувену и Гаду заключалась в том, что они не дождались захвата земли и разделения её среди колен, прежде чем просить удел за Иорданом. Сыновей Менаше этот проступок не касался – поэтому Моше отдал им надел за Иорданом без всякой критики. Более того, колено Менаше под руководством Яира и Махира имело право на эту землю на восточном побережье как принадлежащую ему с тех времён, когда Йосеф был заместителем фараона в Египте.
В нашей недельной главе есть намёк на это: «Яир, сын Менаше, взял… и назвал селения Башана, по имени своему – Хавот Яир, так называются они доныне…» (Дварим 3:14). Что значит «доныне»? Все события, описанные в книге Дварим, происходили в то время, когда книга Дварим была написана. Но приведённая цитата свидетельствует о том, что события происходили раньше. Можно предположить, что часть колена Менаше получила надел на восточном побережье Иордана намного раньше. Тогда становится ясно, почему Моше отдал эти территории колену Менаше именно в то время, когда народ готовился войти в Землю Израиля и делить землю.