В начале сотворил Вс-сильный небо и землю…»(Берешит, 1:1).
Ничего нет – и вдруг нечто обретает реальность. Если бы кто-нибудь мог увидеть момент рождения мироздания – чувство страха, смешанное с восторгом от ощущения красоты, было бы самым сильным из всех впоследствии пережитых людьми ощущений. Но никому, кроме Самого Создателя, не было дано стать свидетелем «большого взрыва».
«И был вечер, и было утро – день один…» (Берешит, 1:5).
Почему сказано «один», а не «первый»? Ведь дальше говорится «день второй», «день третий» Сказано «день один», чтобы дать нам понять, что Всевышний в первый день был Один и никого не было с Ним, когда Он творил мир. Даже ангелы были созданы только на второй день (ком. Раши к Берешит, 1:5).
Тора дважды повторяет рассказ о создании вселенной. Первый раз – словом Всевышнего, обращенным к неживой материи, извлеченной из «ничего» и ставшей выразителем Его воли; и второй раз – словом человека, впервые увидевшего и услышавшего мир, восхитившегося и обратившегося к Творцу с молитвой и песней.
Почему о сотворении мира рассказывается дважды, и первый раз объясняется, что травы и деревья были созданы на третий день, а второй раз говорится: «…и никакого кустарника полевого еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не проросла, потому что не пролил дождя Б-г Вс-сильный на землю, и человека не было, чтобы работать на земле…»? Неужели растительность появилась позже, чем человек?
Это противоречие объясняется так: «В третий день, когда Всевышний приказал: «Пусть земля выпустит зелень трав…», почва расступилась, но травы поднялись только до ее поверхности и так стояли до шестого дня, пока не появился человек и, осознав, что дождь принесет благо, обратился к Творцу с молитвой» (ком. Раши к Берешит, 2:4). Творец дает, а человек воспринимает – без этого нет бытия.
Но зачем Ему, Пресвятому, это нужно?
Никто не знает Его желаний, но о чем-то можно догадаться, исходя из наших представлений о мире. Музыкант не играет для себя, редкий художник рисует для собственного удовольствия. Ведь и музыка, и картины – это средство, с помощью которого можно выразить свои переживания. Но делать это исключительно для себя – бессмысленно. Нет воспринимающего – нет мира. Так и Всевышнему нужен соучастник творения!
Сказал Рав Амнуна: «Всякий, кто после вечерней молитвы, в субботу, произносит «И закончены были небо, и земля, и все воинство их. И закончил Б-г к седьмому дню работу Свою, которую Он делал, и отдыхал в день седьмой от всей работы Своей, которую Он сделал. И благословил Б-г день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей, которую совершил Б-г, чтобы созидать», считается соучастником творения…»
Начало нашего года приходится на 1 Тишрей – день создания человека. Не удивительно ли это? Ведь первая точка была поставлена 25 Элула: образовались небеса и земля, вспыхнул свет, и был первый вечер и первое утро. Разве это не начало? И да, и нет: пока нет воспринимающего, мир нельзя назвать существующим. Он рождается в тот момент, когда открываются глаза человека.
ТРИНАДЦАТЬ ПРИНЦИПОВ МИЛОСТИ
Накануне Рош а-Шана и в сам праздничный день неоднократно возвращаются к молитве, в которой перечисляются тринадцать имен Всевышнего. Их называют «Тринадцать мер милости».
После греха золотого тельца Моше спрашивал, как просить прощение перед лицом Всевышнего. И Творец произнес 13 имен, упоминание которых любым евреем не может остаться без ответа: «Ад-най, Ад-най, Б-г Милостивый и Милосердный, Долготерпеливый и Великий в милости, Истинный, Хранящий милость для тысяч поколений, Прощающий злой умысел, и преступление, и грех, Очищающий (тех, кто раскаивается), и Не очищающий (тех, кто продолжает творить дурные дела)».
При сотворении мира Всевышний завернулся в талит – скрыл Свой свет за одеждами, имя которым – материя. Перед тем, как произнести эти имена, Он также завернулся в талит. Как это понять?
Когда человек взывает к мере милости, Творец, желая показать Свое безграничное милосердие, начинает творение заново. Он как бы убирает последствия всего дурного и возвращает мир в то состояние, в котором тот находился, пока не было греха. Ибо человек искренне просит о прощении…
ХАСИДСКАЯ МУДРОСТЬ
«Как отцы наши прокладывали новые пути служения Б-гу, каждый сообразно своему характеру: один – путь любви, другой -путь мужества, третий – путь великолепия, – так должны и мы, каждый в соответствии со своей природой, внести новый свет в учение и служение Всевышнему. Не повторять уже совершенного, а делать то, что еще не сделано, и исправлять то, что еще не исправлено. С каждым человеком в мир приходит нечто новое – первозданное и неповторимое. И долг каждого – знать и не забывать, что он единственный в своем роде (ибо если бы уже был кто-то подобный, то не было бы необходимости в нем самом), и что на нем лежит обязанность довести свое своеобразие до совершенства».