Ивритские буквы… С ними знакома только наша душа. Наша мудрая еврейская душа, которой уже 3300 лет. Буква предполагает буквальность, а наши – загадка, ничего конкретного и четко обозначенного. Но каждая из них по прямому пути ведет к раскрытию определенной идеи. Вглядываясь в эти иероглифы–не иероглифы, ты каждый раз понимаешь еще чуть-чуть – и тебе открывается дополнительный свет, благодаря которому окружающая действительность наполняется новым содержанием. А когда все вокруг, сохраняя свои прежние формы, вдруг меняется, говорят, что человек открыл для себя новые ворота понимания.
Ворота… Как будто ты уже однажды – на яву, во сне или в каком-то другом состоянии – через них прошел. И в то же время они ни на что не похожи, и ты не знаешь, что тебя ожидает за ними. В них переплелись знакомый Египет и незнакомая гора Синай.
Две истории… Одна повествует о том, как Моше, Аарон и старейшины должны были в первый раз войти во дворец фараона. Страшно… Пятьдесят ворот, и все без стражи – только дикие звери… В первых – львы, потом – пантеры, за ними – крокодилы… Кровожадные голодные… И вот Моше, Аарон и старейшины пошли – Б-г велел. Но старейшины незаметно, по одному, стали отставать. И до первых ворот добрались только Моше и Аарон. И они открыли их, и вошли. И львы легли, и лизали им ноги. Ибо у человека, готового отдать жизнь за то, чтобы освободить рабов, появляется Образ и Подобие. Подобие Тому, Кто ненавидит рабство.
Ворота… Первые, вторые, третьи… Пятидесятые… Там фараон. Там разговор лицом к лицу. «Отпусти народ мой». Тому, кто смог войти к фараону, будет дано подняться на гору Синай. Поднимется Моше. А старейшины останутся внизу. Внизу останется и Аарон – потому что кто-то должен быть с народом. А там, на подъеме, тоже ворота. И их тоже пятьдесят, как во дворце фараона. Но не похожи они на те, что в Египте. В каждом из них не звери- ангелы. Но это куда страшнее. Не увидят в человеке Образа и Подобия – не пустят. Сожгут. Моше пустили и даже дали ему подарки. И он прошел сорок девять ворот, а пятидесятые – не под силу. Никому не под силу. «Не было человека, чтобы увидел Меня и жил после этого» Там, за последними воротами – разговор лицом к Лицу.
«Ворота» от слова «рот». Не тот рот, что ест, а тот, что говорит, произносит звуки. А звуки изображаются буквами. И в каждых воротах свои буквы: в одних – больше, в других – меньше. Буквы – не звери и не ангелы, но тому, кто не поймет их, будет больно от обиды, от утраты того, что было рядом и ускользнуло, растаяло как туман.
Вначале, до того, как был начертан план мира – Тора… Ой-ой! Нам нельзя заглядывать туда, где ничего нет, и задаваться вопросом, а что же там все-таки есть. Ой-ой! Ну, вот, мы уже захотели туда заглянуть. Хотя бы одним глазом – ведь очень хочется. Да, и не благосостояние мы там ищем, а просто благо. Попробуем… Но при условии, что каждая наша мысль будет соседствовать с «Я знаю, что ничего не знаю». И наше познание непознаваемого даст нам большую радость, чем понимание того, что доступно нашему разуму.
Начнем с начала. «В начале сотворил Всесильный небо и землю…» Но если есть начало, значит, что-то было и до него – ведь не само же оно началось. А до того начала – другое начало… И так, пока не дойдем до Начала начал. Оно причина Своего Собственного существования, и начинает Само Себя, и ни в ком не нуждается. И все существующее существуют благодаря Ему. И Оно постоянно поддерживает существование атома и вселенной (Рамбам).
Так вот, в начале не было начала, и не было у Него начала для начала. Были только буквы, которые стояли в круг. И Всевышний, любовался ими. И вот подошла к Нему буква тав и попросила с нее начать мир. Буква- идея…
И начался поиск первой буквы, первой среди равных. Поиск цели сотворения мира. Цель известна: дать благо (не путать с благосостоянием). Но как раскрыть ее? И, кроме того, что есть благо? На вещи можно посмотреть по-разному. Т. е. люди могут посмотреть по-разному. А Б-жественный взгляд – один, и охватывает предмет со всех сторон, и проникает внутрь, определяя суть. Вначале встанет самое главное – то, что Вс-вышний сочтет за благо. Буква тав сказала, что она должна быть в начале, потому что она истина в последней инстанции – ею заканчивается слово эмет («истина»). Истина превыше всего, ее надо сделать краеугольным камнем, который определит все остальное. Но нет… Всевышний решил по-другому: «Благо превыше правды». И поскольку оно нашло свое выражение в букве бэт, Всевышний поставил ее в начале: «Берешит» («в начале»). Потому что с буквы бэт начинается слово браха («благословение»). Благословить – это значит придать силы кому-то другому, чтобы он сделал все сам, чтобы раскрыл потенциалы, заложенные в нем с момента его сотворения. Это самое высокое благо – сделать самому. Проявить себя. Быть тем, кем ты сотворен. Идея благословения – возможности самому раскрыть свои потенциалы и стать тем, кем ты есть – изначальна. Она стала целью.
А буква алеф, как заметил Всевышний, осталась стоять в стороне и так и не подошла к Нему. И Он спросил ее: «Почему?» Объяснила буква алеф, потому что она самая маленькая – ее числовое значение равно всего лишь единице. И, кроме того, ведь Б-г уже выбрал букву бэт. И значит, просить поставить себя первой – это просто оттолкнуть ее и занять ее место». Алеф этого не хотела. За ее скромность и предупредительность Всевышний сделал ее еще одним началом Торы. С нее начинаются десять заповедей: «Я Б-г Всесильный…» В них она первая. Так получилось у Торы два начала: «Я» Б-га и благословения человека, чтобы он стал самим собой, стал «я», сотворил сам себя. А еще до того, как была выбрана бэт, подходила буква шин. И она сказала, что с нее начинается имя Всевышнего Шадай.
Имя… Пусть оно будет главным. Пусть все будет ради Него. Ради Его проявления в мире. Но Всевышний не захотел. Он сказал, что имя Всевышнего могут присвоить звездам, солнцу и луне и из самой великой правды получится ложь. (И между нами говоря – ведь так и было, так и поступили люди. Идолопоклонство началось с того, что именами Всевышнего стали называть звезды, чтобы воздать Ему хвалу за такие замечательные творения, а потом…
Потом решили, что звезды – вот они то и есть это имя.) А еще сказал Всевышний, что буквы коф и рэш всегда хотят захватить шин и стать шекер («ложь»). Но зачем же им шин? Да, ведь любая ложь хочет вначале поставить немного правды. Буква коф после такого ответа не стала подходить. Она – коф – «обезьяна». Образ без содержания. «О» без «я». И реш не подошла. Реш – рош («голова»). Сама себе голова. Она делает вид, что все начинается с нее. Но ведь выше любой головы корона. И за каждым началом скрывается другое начало, предшествующее ему. И так до начала начал.
И подходила буква цади. Сказал ей Б-г: «Ты буква цадик («праведник»). Но не начну с тебя этот мир. Не для праведников он. Будущий мир – для праведников, а этот – для людей средних». Буква пэй: пэ – «рот», «уста». Как бы хорошо было сделать ее первой – пусть бы весь мир был говорящим. Как и было для царя Шломо: он понимал, зачем созданы все виды деревьев и трав, весь мир он воспринимал как речь Всевышнего. Все обрело смысл. Но Всевышний сказал: «С пэй начинается слово пэша («преступление»). Начинать с нее мир очень опасно. Нет большей силы на свете, чем сила речи, а ведь словом можно и убить. Придать силу слову и доверить его человеку? Нет, поищем что-нибудь более надежное». Вот так – постепенно – и пришел Он к предпоследней с начала букве – букве бэт. А про последнюю с начала – про алеф – мы уже знаем.
И нет нам обратного пути. Только вперед и вверх. Как мы с этим справимся? Есть единственный способ: произнести «Я Б-г Всесильный твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства…» И повторять эту ключевую фразу постоянно. И Он выведет. И всегда будет выводить. И мы будем продвигаться вперед и вверх шаг за шагом, и тяжелые ворота будут распахиваться перед нами, и стражи небесного воинства дадут нам подарки. Но до верха дойдет только тот, кто вошел к фараону и сказал: «Мы не хотим быть рабами». И Б-г наш скажет: «Отпусти народ Мой, чтобы шли ко Мне. И Я открою им ворота в Землю, текущую молоком и медом, в сад, где Я пребываю».