Ниже размещена статья "Исламисты и сионисты", написанная д-ром исторических наук Дмитрием Фурманом (Россия) и опубликованная в газете "Известия" 2 июня 2005 г. Читатель Лев Галныкин, Россия, опубликовал на сайте "Известий" свой отзыв на эту статью. В свою очередь, мы сочли необходимым прокомментировать обе этих публикации. Мы приглашаем и вас, уважаемые читатели сайта, принять участие в дискуссии и выразить свое мнение в разделе "Вопросы и комментарии" (внизу страницы). Письмо читателя газеты "Известия" Льва Галныкина Сионисты по национальности? Когда демагоги специально и обычно в не очень-то чистоплотных целях подменяют термины ("еврей" – на "сионист", "мусульманин" – на "исламист"), то это их, демагогов, свойство. Этому должно противостоять всеми доступными средствами, включая и уголовное преследование заведомых клеветников. Но вот когда главный научный сотрудник Института Европы РАН Дмитрий Фурман пишет: "Найти евреев, выступающих против ИДЕИ Израиля, – трудно. Почти все евреи – сионисты", – что тут делать прикажете ("Исламисты" и "сионисты", 02.06.2005)? Может, просвещать? Может, автор просто не в курсе, что количество евреев (а это не идеология, а просто национальность!), вовсе не собирающихся переезжать в Израиль (и, таким образом, не поддерживающих ИДЕЮ Израиля), а желающих жить – и жить достойно – в странах нынешнего своего пребывания, никак не меньше чисто еврейского населения Израиля? И ведь даже иудеи – верующие евреи – тоже не все в Израиль стремятся… Ответ господину Галныкину от редакции "Земля под ногами": Уважаемый г-н Галныкин, Не вникая в еврейскую специфику, замечу для начала, что необязательно быть москвичом, чтобы любить Москву. Кроме того, Вам наверняка известно, что наиболее убежденные российские монархисты живут в Париже, Ванкувере и Мельбурне, а вовсе не в Рязанской губернии. "Поддерживать идею Израиля" – это не обязательно означает жить в Израиле, хотя в чем-то вы правы: лучшая поддержка Израиля – это жить там (что я лично и делаю). Однако американский еврей, жертвующий деньги израильскому государству на приобретение машин "Скорой помощи", которые развозят раненых и тела погибших после арабских терактов, тоже поддерживает Израиль и уж наверняка выступает за "идею Израиля". Мне кажется, что вы, вслед за антисемитски настроенной прессой в России, неправильно используете термины "еврейство", "иудаизм", "сионизм". Поверьте мне, что иудей и еврей – это одно и то же (по крайней мере, с еврейской точки зрения). Поверьте также, что для любого религиозного еврея Святая Земля находится в центре мировоззренческой позиции. Вы правы, многие евреи продолжают жить в странах рассеяния, но еврей, который перестает мечтать о возвращении в Иерусалим, уже не может быть назван традиционно настроенным или религиозным. Таким образом, в этом д-р Дмитрий Фурман прав: любой еврей, желающий оставаться евреем, является сионистом – по крайней мере, потенциально. Поэтому делить евреев следует не на сионистов и антисионистов, а на тех, кто хочет сохранить национальную и религиозную самобытность, и тех, кто стремится к ассимиляции. Это не мешает мне не соглашаться со многими выводами г-на Фурмана, особенно в том, что касается сотрудничества сионистов с Муссолини, сравнения сионистской освободительной борьбы с исламистским мировым террором и т.д. Сионизм – это не религиозная секта, не место жительства, не экономическая хунта и не политическое движение. Сионизм – это система мировоззрения, основанная на том, что еврейский народ имеет право на национальную самоидентификацию и самостоятельность, а в наше время вернул себе также право на строительство своего государства на той территории, с которой неразрывно связана наша историческая, духовная и политическая судьба. Искренне Ваш, Максим Лесовой, редактор русскоязычной еврейской газеты "Земля под ногами", Иерусалим Исходная статья: Исламисты и сионисты Ислам Каримов заявляет, что андижанские повстанцы – исламисты. Это утверждение подхвачено нашими МИД и СМИ. Все встает на свое место. Да, убивать сограждан нехорошо. Но исламисты – другое дело. Исламизм – удобное слово. Это – страшное слово, ассоциирующееся с такими словами, как фанатизм, джихад, теракты… Миндальничать нельзя. "Хороший исламист – мертвый исламист". Одновременно "исламист" – слово, которое можно применить чуть ли не к любому мусульманину. Так в позднесоветское время употребляли другое страшное слово: "сионизм". Советская власть стремилась использовать антисемитизм, не решаясь говорить о "борьбе с евреями", и говорила: "сионизм" – как сейчас, не решаясь говорить о "борьбе с мусульманами", употребляют эвфемизм "исламизм". Сионизм – это идея еврейского государства в Палестине. Найти евреев, выступающих против идеи Израиля, – трудно. Почти все евреи – сионисты и на всех можно распространять "страшное" слово, однокоренное с "сионскими мудрецами" с их "протоколами". Исламизм – это стремление претворить в общественной жизни нормы ислама. Но найти мусульманина, утверждающего, что нормы ислама не должны быть претворены в общественной жизни, так же трудно. Страшное слово "исламист" можно столь же легко применять к мусульманам, как "сионист" – к евреям. Есть еще одно сходство и удобство в применении этих слов. Сионизм, поддержка Израиля – нечто очень широкое: какими методами должна осуществляться поддержка и каким государством должен быть Израиль, можно понимать по-разному. Были сионисты-террористы и сионисты – сторонники ненасилия. Сионисты – поклонники Ленина и сионисты – поклонники Муссолини. Поэтому про сионистов можно сказать все что угодно. Утверждение советской пропаганды, что"сионисты вступали в контакты с немецкой разведкой на Ближнем Востоке", было ложью в одном – опускалось слово "некоторые". Создавались псевдологические цепочки: не принимаем евреев в вузы, так как практически все они – сионисты, а сионисты восхищались Муссолини, устраивали теракты и вступали в контакты с немецкой разведкой. То же и с исламизмом. Идея претворения в общественной жизни норм ислама предельно широка. Методы и сами нормы могут пониматься в громадном диапазоне. Турецкое правительство, ведущее Турцию в ЕС, – "исламистское" и "Аль-Каида" – "исламистская". Что исламисты организовали теракты 11 сентября – неоспоримый факт. Не хватает лишь слова "некоторые". И опять – псевдологическая цепочка. В Узбекистане студентов, замеченных в частом посещении мечети, могут отчислить из вуза – исламисты уничтожили "башни-близнецы". Слово "исламизм" помогает Каримову глушить протесты "мировой общественности" против расправ с оппонентами. Идут удивительные процессы. Как "исламистов", связанных с международным терроризмом, Каримов клеймил всех своих критиков, апеллирующих к нормам ислама. Усердный последователь исламской обрядности мог быть допрошен в полиции, а официальный представитель Каримова сказал: "В Узбекистане будет тот ислам, какой нужен президенту". После этого "исламизм", который в Турции сочетается с курсом в ЕС и представители которого в Таджикистане, недавно воевавшие, мирно участвуют в политической жизни, в Узбекистане просто не может не принимать экстремистских форм. То, что вначале было пропагандистской ложью, становится правдой. Советские обвинения сионистов (евреев) во всех грехах были ложью. Но несколько доведенных до отчаяния "сионистов" решили захватить самолет. Слово "исламизм" не должно использоваться как синоним ужаса и как оправдание любых жестокостей. Если есть религия ислам – должен быть и исламизм, стремление претворить нормы этой религии в жизнь. Как если есть народ евреи, должен быть сионизм, национализм этого народа. Если бы в СССР сионисты имели право исповедовать свои взгляды и свободно уезжать в Израиль, но все равно стремились ради этого угонять самолеты, их действительно следовало бы сажать в тюрьмы и дома для умалишенных. И если исламисты имеют право пропагандировать свои взгляды, но все же прибегают к насилию, они становятся преступниками. Однако сначала им надо дать это право. Дмитрий Фурман, д.и.н., главный научный сотрудник Института Европы РАН Статья из ненаписанной энциклопедии Сионизм Сионизм – духовная и практическая доктрина иудаизма, основанная на утверждении Торы, что полная реализация внутренних сил, созидательного и интеллектуального потенциала еврейского народа возможна только в Земле Израиля и сопряжена с рядом атрибутов: строительством Храма, установлением власти Санэдрина (совета мудрецов) и еврейского царя, а также с освоением и развитием тех территорий, которые Всевышний передал евреям в рамках Союза с Праотцами, Завета на Синае и завоевания Земли Израиля в период Йегошуа Бин-Нуна. Первым шагом по реализации сионистской программы был Исход евреев из Египта под руководством Моше (Моисея) с целью войти в Землю Израиля и заселить ее. В последние 100 лет была активно возобновлена практическая реализация доктрины сионизма, временно прерванная Вавилонским, а затем Римским изгнанием. Базой для этого нового витка развития сионизма служат пророчества, содержащиеся в Торе и книгах Пророков. Результатом этого процесса стало возвращение евреев в Землю Израиля, ее заселение и развитие, возрождение институтов изучения Торы, создание еврейского государства, освобождение значительной части еврейских территорий из рук оккупантов. В то же время некоторыми кругами в еврейском народе была предпринята попытка создать частную концепцию политического (культурно-экономического) сионизма, отделенного от учения Торы. Эта попытка потерпела неудачу, ибо была лишена внутреннего стержня и основы. В настоящее время развитие сионизма продолжается в рамках глобального процесса выполнения еврейским народом духовных и материальных задач, возложенных на него Всевышним. Попытку формулировки предпринял Элиезер (Макс) Лесовой