МЕЖДУ КРАСНЫМ И БЕЛЫМ

МЕЖДУ КРАСНЫМ И БЕЛЫМ

May 1, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Яаков убегает от Красного (Эдом – "красный" – прозвище Эсава), преисполненного чувства ненависти и жаждущего крови брата, и приходит к Белому (Лаван – "белый"), который отличается от первого ненавистника только тем, что хочет уничтожить племянника (сына своей сестры Ривки) не ударом меча, а колдовством.

Красный и Белый – две формы злодейства, которые Яаков должен победить.

Красный истребляет Высший Образ из внутреннего мира человека: подавляя в себе способность ощущать проявления высокой духовности, он обретает иллюзию свободы и независимости от своего Создателя. Ему начинает казаться, что воля Всевышнего проявляется только в природе: в ураганах, извержении вулканов, ливнях и наводнениях, в то время, как силы, которыми человек наделен от рождения, неподвластны Пресвятому, благословен Он. Ощущая себя самостоятельным, Красный вступает в открытый поединок с Творцом, часто отождествляя его с борьбой со стихиями. По его представлениям во внешнем по отношению к человеку мире проявляется Высшая сила, стремящаяся ограничить и подавить желания, порожденные сердцем, и потому, подобно всем, кто навязывает свою волю другим, неспособная дать благо. Его мировоззрение нашло отражение в древних мифах, герои которых – многочисленные божества, всегда восстающие против тех, кто их породил, и отважные сыны человеческие, не страшащиеся ни врагов, ни бурь, ни землетрясений. Ни тем, ни другим не ведомо понятие морали и бескорыстной любви к ближнему. Критерием правильного поведения для них является способность претворить в жизнь свои ничем не ограниченные желания. Удача становится оправданием злодейства. Философия Красного базируется на одном единственном постулате: "Мое тело – моя крепость, внутри него я не зависим. Все, что за пределами меня, враждебно и стремится навязать мне свою волю".

Красный цвет ассоциируется с оторванностью от духовного мира и отсутствием прямой связи с Источником. Есть люди, которые не верят, что именно души, являющиеся частью луча из высших миров, пробивающего толщу материи, приводят тела в движение, наделяют органы чувств способностью воспринимать окружающую действительность, а также расти, познавать и получать удовольствия. Для них кровь является изначальным источником жизненных сил, обеспечивающим протекание химических процессов, необходимых для энергоснабжения и правильного функционирования всех составляющих организма. Люди, не желающие знать, что любой материальный источник энергии, дающий возможность расти и двигаться, был сотворен и его существование постоянно поддерживается Всевышним, искореняют духовность из внутреннего мира человека и тем самым совершают преступление, подобное пролитию крови.

Эсав – откровенный злодей. Он считает, что силы человека не зависят от Творца и у любого смертного есть право распоряжаться ими, как своей собственностью, самостоятельно устанавливая нормы и критерии поведения. Брат-близнец Яакова -прототип всех Красных. Он отрицает право Всевышнего судить, наказывать и награждать. Эсав ворует, грабит, совершает насилие над женщинами и не останавливается перед пролитием крови. Ему удается притворяться праведником только перед отцом – для всех остальных его злодейство очевидно. Но и Ицхаку открывается весь ужас поступков его первенца, когда Эсав приходит к нему за благословением. Пророческий дар позволяет Ицхаку увидеть истинную сущность старшего сына.

Существование Красного в мире возможно только благодаря одеждам, которые сделал Всевышний для Адама после совершенного им греха. Без этого "скафандра" первый человек был бы обречен на гибель.

Путь к греху начался с того, что в поисках самостоятельности, Адам отказался от раскрытия Высшего Образа через свой внутренний мир. В соответствии с теми законами природы, которые действовали на заре существования мира, когда четко проявлялись причинно-следственные связи, животные должны были наброситься на согрешившего и разорвать его на мелкие части. (Звери, которые были сильнее человека, повиновались ему только потому, что страшились Высшего Образа раскрывавшегося через внутренний мир Адама.) Творец по великой милости Своей изменил закон природы, Он одел первого человека в одежды, заставившие животных трепетать перед ним. Грешник, утративший Образ и Подобие, не погиб мгновенно – ему было дано время осмыслить свой поступок. В первую же субботу Адам раскаялся, но исправить последствия содеянного и вернуть прежнюю гармонию, победив появившуюся в мире смерть, ему не удалось.

Чудесные одежды отца рода человеческого, достались Ноаху, потом ими завладел Хам, а после него – царь Нимрод. Он надевал эти одежды – и звери приходили и лизали ему ноги. Внешний мир подчинялся тому, у кого нет Высшего Образа и Подобия в душе. Это ввело в заблуждение не только людей, но и ангелов. И те, и другие спрашивали: "Может быть, в мире две власти и тот, кто правит внизу, не создан Правителем высших миров, обладает отличными от Него желаниями и может претворять их в жизнь без ограничений?"

Эсав победил Нимрода на поединке – и драгоценные одежды достались ему.

Все, что Всевышний делает Сам, а не через посланцев, -глобально, и одежды, изготовленные Его руками, влияли на весь мир – от края и до края: когда под ними скрылась сущность Адама, то стало непостижимым и внутреннее содержание всего сотворенного. Человек выжил, однако внешний мир стал тайной, соприкосновение души с глубинным светом мироздания стало невозможным, прочтение природы, как книги, раскрывающей смысл творения и повествующей о свойствах Творца, стало недоступным.

"Скафандр" дал Адаму время и возможность раскаяться, но попав в руки злодеев, сделал возможным существование самой великой лжи. Все живое: и звери, и птицы, и люди – реагировали на одежды так, как будто в них облачен праведник. А внутри прятался злодей.

Вселенную можно было исправить, одев в эти одежды человека, который способен вернуть внутреннему миру Образ и Подобие и уже одним этим сделать возможным раскрытие Присутствия в мире внешнем.

Белый, в отличие от Красного, знает, что власть Всевышнего распространяется повсюду, и все, что Пресвятой, благословен Он, пожелает сделать, будет претворено в жизнь. Представления Лавана отличаются от мировоззрения праведника только его убежденностью в том, что некоторые области сознания не ведомы и не подвластны Творцу, а человек знает и понимает все помыслы Всевышнего.

Аризаль раскрывает нам тайну Торы: "Знай, что душа Лавана досталась Биламу" (Сефер а-Ликутим ). Указание на связь, существующую между душами этих злодеев, позволяет понять мировоззрение Лавана через поступки Билама, а также объяснить страстное желание Билама расправиться с Яаковом (правда, не с ним самим, а с его многочисленными потомками, совершившими исход из Египта).

Злодей Билам говорит, что он тот, кто "слышит речи Всесильного и понимает все, что знает Всевышний, видит Всемогущего – падает, но глаза не закрывает…" (Бемидбар 24:16). Если Красный пытается присвоить себе свободу выбора на уровне физического действия, то Белый ищет возможность освободиться от Высшей воли на уровне сознания. Он бесконечно продолжает борьбу на духовном уровне, подобно Красному, собравшемуся воевать до победного конца в мире физическом. Билам, унаследовавший душу Лавана, хвастается тем, что даже тогда, когда перед ним раскрывается Высшее Присутствие, и, потеряв физические силы, он падает на землю, его сражение с Богом продолжается: колдун не закрывает глаза, утверждая тем самым, что все познаваемо и сознание человека способно "вместить в себя" Творца. Белый, считая, что он умнее Творца, всегда пытается обмануть Его. Билам не сдается даже после того, как Всевышний полностью подчинил Себе волю колдуна. Посланный с Небес ангел двигал губами Билама, а тот все равно переворачивал благословения в проклятия, придавая каждому слову отрицательный смысл.

Лаван – прототип Билама. Он понимает, что тот, кто несет в мир благо, сам удостаивается благословения и пользуется поддержкой Свыше, а злодеи рано или поздно бывают наказаны по принципу "мера за меру". Следует ли из этого, что запрещено воровать и грабить, обижать и унижать? Для Лавана это не очевидно. Он находит (как он полагает) способ втайне от Творца безнаказанно вредить людям: делая добро и поступая в соответствии с "законом", он приносит несчастье, потому что за его хорошим поступком, ласковым словом и приветливой улыбкой скрываются дурные намерения. Лаван становится непревзойденным мастером колдовства, наговора и сглаза, а Билам умеет проклясть, как никто другой. Если Белый оказывает милость, то только с целью получить благословение Свыше: стать богатым, сильным и властвовать над людьми. Для того, кому удалось понять страшную силу Лавана, приоткрывается смысл загадочного обращения к нему Всевышнего:

И взял он (Лаван) с собою родственников своих, и гнался за ним (Яаковом) семь дней пути, и догнал его на горе Гилад. И пришел Всесильный к Лавану-арамейцу во сне ночном и сказал ему: "Берегись, чтобы ты не говорил с Яаковом от хорошего до дурного". И догнал Лаван Яакова…И сказал Лаван Яакову: "…есть в руне моей сила сделать вам зло, но Всесильный отца вашего говорил со мной накануне и сказал: "Берегись, чтобы не говорить с Яаковом от хорошего до дурного".

Берейшит 31:23 – 29

"От хорошего до дурного…" Так вот какой силой обладал Лаван. Он умел любое благословение превратить в проклятье, подвергая человека опасности утраты сил, заболевания, неожиданной смерти.

Красный – отрицание добра. Белый – использование принципов добра во зло.

Первый ведет борьбу на внешнем уровне – в мире физических действий, а второй – на глубинном уровне – в сфере сознания. Поэтому сила Эсава – одежды (нечто внешнее по отношению к человеку), и Яаков забирает их у него. Способности Лавана – в его сердце, где сосредоточено понимание, и наш праотец овладевает им.

И украла Рахель терафим (инструменты для колдовства), принадлежащие ее отцу. А Яаков украл сердце Лавана-арамейца…

Берейшит 31:19-20

 


 

Яаков назван цельным, потому что его мысли и действия находятся в полном согласии друг с другом и направлены на раскрытие Присутствия Всевышнего. Он забрал у злодеев и превратил в каналы связи с Источником жизни способность ощущать и потенциал понимания сути вещей.

Спор Яакова с Лаваном о том, понимает ли Всевышний сердце человека, вылился в спор о благословении. Лаван утверждал, что благословения, которые он получил, ниспосланы ему за гостеприимство и заботу о племяннике, – и Яаков задержался в Падан-Араме на шесть дополнительных лет, чтобы доказать, что Творец дарит благословение только тому, у кого чистое сердце и хорошие намерения, а тем, кто, делая добро другим, думает только о собственной выгоде, Всевышний не помогает.

Когда Яаков после четырнадцати лет работы за Рахель и Лею собрался уходить, Лаван "справедливо" заметил: "…благословил меня Всевышний из-за тебя" ("Я приютил тебя, и все, что сделано за эти годы, достигнуто не твоим трудом, а пришло, как благословение за мою доброту. Поэтому тебе не положено ничего"). И тогда Яаков предложил своему тестю, поделив скот, посмотреть, чья доля будет выделена. Лаван, выбрал белый скот, как символ чистоты и правды. Яакову достался скот с черными и бурыми пометинами – и благословение пришло к нему. Прутья, которые он ставил у воды, были нужны только для того, чтобы Лаван не понял, с какой высокой ступени оно приходит (Кли Йакар ).

…Яаков, которому трудно отказать в смелости и силе (не раздумывая и не сомневаясь, он бросился на ангела и победил его1), не вступил в открытую борьбу с врагами Всевышнего, а забрал обманом как силу Эсава, так и силу Лавана. Он побеждает ангела зла в открытом бою, а злодеев – хитростью.

Обманывая Эсава и забирая себе его одежды, Яаков действовал по приказу Всевышнего. Точно так же по Высшему распоряжению он бежал от Лавана ночью, как человек, который украл чужое имущество. Злодея нельзя победить в открытом бою. Если даже и удается уничтожить его физически, то идея борьбы со Всевышним продолжает жить. Злодеи теряют возможность творить зло только тогда, когда праведник, забрав их силы, раскрывает новые духовные уровни.

При этом смещаются понятия: оказывается, что поступки праведника, представлявшиеся обманом или жестокостью, на самом деле являются правдой и милостью.

Сам Всевышний "обманывает" природу. Одно из его имен Шадай расшифровывается как шодед маарахот – Тот, Кто "грабит" природу, живущую по строго установленным правилам. Всевышний раскрывает новый уровень – раскрываются новые правила. Это происходит потому, что в мир входит непривычный свет, который, не разрушая, в корне изменяет все существующее.

Материя создана для того, чтобы скрывать духовные структуры. То, что является правдой в материальном мире, – ложь в мире духовном. Самая великая правда заключается в том, что Присутствие Всевышнего находится везде. Яаков заставил одежды Эсава наполниться ароматом эденского сада, а хитрость Лавана сделал основой благословения.

И все же воровство – это воровство и, как известно, цель не оправдывает средства. Для того, чтобы снять это противоречие, обратимся к Мидрашу, к рассказу о трости в саду фараона, которую никто не мог выдернуть из земли. Это удалось только Моше. Убегая из дворца, он взял ее с собой и впоследствии именно ее поднимал, когда Творец велел совершить чудо.

Украл ли Моше трость фараона и были ли величайшие в мире чудеса совершены с помощью ворованной трости?

Когда Всевышний раскрывает сущность вещей, понятие "владеет" приобретает иной смысл и право на имущество часто переходит от одного к другому. Достаточно вспомнить слова, которыми Раши начинает свой комментарий к Торе: "Силу деяний Своих раскрыл народу Своему, чтобы, если скажут вам народы мира: "Разбойники вы, потому что забрали вы землю семи народов", – смогли бы вы сказать им: "Вся земля Его. По Своему желанию дал им, по Своему желанию забрал у них и дал нам". Земля Израиля принадлежит тому, кто умеет выявить ее особые свойства, превратив материю в инструмент раскрытия Высшей Духовности.

1 Покоренный им в ночной борьбе ангел сказал: "Не будешь ты больше называться Яаков, а (будет твое имя) Исраэль, ибо ты боролся с ангелами и людьми и победил" (Берейшит 32:29)